Анализ результатов
Страница 9

Проведя статистический анализ (приложение 4) мы получили, что Fэмп (11,17) > Fкр(4,04 р≤0,01) → Н0 отвергается, Н1 принимается.

Вывод: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы. Значит, возраст во многом предопределяет уровень самоактуализации.

На графике проследим динамику стремления к самоактуализации в разные периоды взрослого возраста (рис. 2.11).

Рисунок 2.11

Из данного графика видно, что на протяжении периода взрослости стремление к самоактуализации колеблется. С периода ранней взрослости оно возрастает до максимума в период средней взрослости, а затем резко падает, придя к самому низкому показателю в возрасте 55-60 лет.

Теперь подробнее рассмотрим данные по каждой шкале самоактуализации. Результаты приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Шкалы

30 лет

40 лет

50 лет

60 лет

1.Ориентация во времени

7,5

9,5

9

8,5

2.Ценности

9

11

10,5

12

3.Взгляд на природу человека

12

10

10

8

4.Потребность в познании

11

7

5

5,5

5.Креативность

7

6,5

4

4

6.Автономность

4

5

4

4

7.Спонтанность

4

4

3

3

8.Самопонимание

4,5

7

8

7

9.Аутосимпатия

5

6

5

5

10.Контактность

6

8

8

7

11.Гибкость в общении

4,5

6

6

6,5

Представим эти данные в виде графика (рис.2.12)

Рисунок 2.12

Высокая оценка взгляда на природу человека в раннем взрослом возрасте говорит о вере в людей, в могущество человеческих возможностей. В последующие периоды взрослости данная шкала убывает. Резкое снижение наблюдается в потребности в познании. В ранней взрослости человек всегда открыт новым впечатлениям, проявляет бескорыстный интерес к новым объектам, который сильно снижается уже к 30-45 годам, а к позднему периоду взрослости падает до своей минимальной отметки. В 55-60 лет потребность в познании возрастает, но незначительно. Взрослый человек ценности ставит высоко, чем он старше, тем значимость ценностей растет. Это говорит о том, что с возрастом человек всё больше стремится к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Следующей по значимости идет шкала ориентации во времени. Эта шкала показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Меньший показатель приходится на период ранней взрослости, к 30-45 годам она возрастает и практически сохраняет свою позицию в следующие годы жизни взрослого человека, незначительно снизившись. Это означает, что только со среднего взрослого возраста человек начинает хорошо понимать экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь", наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями. А в ранней взрослости человек страдает завышенным стремлением к достижениям, он еще мнителен и неуверен в себе. Схожую тенденцию имеет шкала контактности. Самый низкий показатель шкалы характерен для ранней взрослости, а высокий – для средней и поздней взрослости. Возможно, в период ранней взрослости для человека также важно общение, но у него еще не развита способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, как в более позднем возрасте. В предпенсионном возрасте уровень контактности снижается, возможно, это связано со снижением предрасположенности к контактам с другими людьми. Гибкость в общении с годами увеличивается и чем старше человек, тем легче ему самовыражаться в общении. Самопонимание также с возрастом растет. В ранней взрослости человеку еще свойственна неуверенность и пока он ориентируется во многом на мнение окружающих. В средний и поздний периоды взрослой жизни человек наиболее чувствителен и сензитивен к своим желаниям и потребностям. Аутосимпатия – это хорошо осознаваемая позитивная "Я-концепция", служащая источником устойчивой адекватной самооценки. Аутосимпатия же с периода ранней взрослости возрастает к периоду средней взрослости, а затем намечается ее спад. С аутосимпатией схожую тенденцию имеет шкала автономности. На графике видно, что личность чувствует себя более независимо и свободно в период средней взрослости. Креативность выше у людей раннего периода взрослости, а в последующие периоды снижается, что говорит о важности творческого отношения к жизни в ранней взрослости. Самый низкий показатель по шкалам имеет спонтанность. Человек более спонтанен в ранней и средней взрослости, менее – в поздней взрослости и предпенсионном возрасте. Низкие показатели шкалы, возможно, объясняются тем, что способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик
1+, 2-, 3+, 4+, 5+, 6+, 7-, 8+, 9-, 10+, 11+, 12+, 13+, 14+, 15+, 16+, 17+, 18-, 19+, 20-, 21-, 22+, 23+, 24+, 25+, 26+, 27-, 28+, 29-, 30-, 31+, 32-, 33-, 34+, 35+, 36-, 37-, 38-, 39+, 40-, 41-, 42-, 43+, 44+, 45-, 46-, 47-, 48+, 49-, 50-, 51+, 52+, 53-, 54+, 55-, 56-, 57-, 58+, 59+, 60+, 61+, 62-, 63-, 64-, 65-, 66-, 67+, 68+, 69-, 70 ...

Методы исследования в психологии
Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и ...

Концептуальные положения. Сущность и специфика творческой деятельности.
"В своих мыслях, где-то в себе он открывает новый, более чудесный мир. А далее необходимо найти себя в обществе, себя в человеке, себя в мире" – так характеризует В.Леви ступени творчества. Будучи еще детьми, мы начинаем мыслить творчески. Каждая ситуация для нас была новая и требовала нового (творческого) подхода, решения. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru