Анализ результатов
Страница 8

Теперь рассмотрим подробнее динамику мотивов внутри каждой из направленностей личности. Данные по шкалам общежитейской направленности отображены на графике (рис 2.9).

Рисунок 2.9

Общежитейская направленность представлена стремлением к жизнеобеспечению, к комфорту и общению. Стремление к жизнеобеспечению растет от периода ранней взрослости вплоть до поздней взрослости, а к допенсионному возрасту снижается. Возможно, это связано с тем, что в раннем взрослом возрасте у человека еще не полностью сформировалась ответственность перед своим будущим, а достигнув средней взрослости, он отходит от романтического взгляда на жизнь и важным становится практичная ее сторона. В 45-55 лет человек всецело осознает приближение старости и необходимость обеспечить себя в будущем. Здесь стремление к жизнеобеспечению особо значимо. А к 55-60 годам эта мотивация ослабевает, возможно, это связано со снижением активности, физических сил. Стремление к комфорту с годами только усиливается, чем человек старше, тем он становится менее рискованным, он старается окружить себя удобствами. Данный мотив становится ведущим в 55-60 лет. Стремление к общению занимает ведущую позицию в мотивационной структуре людей ранней и средней взрослости, а в последующие годы ее роль только снижается. Скорее всего, в первые периоды взрослого возраста для человека важно обзавестись широким кругом социальных связей, а в последующие периоды он становится более избирательным в общении, довольствуясь ближайшим окружением.

С данными по шкалам рабочей направленности также ознакомимся с помощью графика (рис. 2.10).

Рисунок 2.10

Внутри рабочей направленности наблюдается следующая картина. Общая и творческая активность и социальная полезность от возраста 25-30 лет возрастают до максимума в период 30-45 лет, а затем только снижаются. Общая и творческая активность достигают своего минимального значения в предпенсионном возрасте. Это объясняется снижением физических и умственных функций к 55-60 годам. Самый низкий показатель по социальной полезности приходится на период ранней взрослости, достигая пика в 30-45 лет, в дальнейшем данная мотивация снижается, но незначительно. Возможно, в 25-30 лет человек действует, прежде всего, в своих личных интересах, с возрастом у него накапливается опыт, и он им делится. Социальная активность с периода поздней взрослости несколько снижается, хотя остается высокой, это отражает стремление человека, как говорится "пожить для себя".

Итак, на основе проведенной методики можно сделать вывод, что наиболее продуктивным является период средней взрослости, как в деловой, так и в общежитейской направленности. В общежитейской направленности нельзя не отметить роль периода поздней взрослости. Печально наблюдать снижение мотивации в самом последнем периоде взрослости – предпенсионном возрасте.

Последним этапом является определение влияния фактора возраста на уровень самоактуализации взрослого человека. Это мы исследовали с помощью методики диагностики самоактуализации личности А.В. Лазукина. Сформулируем статистические гипотезы.

Н0: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются не более выраженными, чем случайные различия внутри группы.

Н1: различия в уровне самоактуализации между возрастными группами являются более выраженными, чем случайные различия внутри группы.

Полученные результаты занесем в таблицу 2.9.

Таблица 2.9

№ испытуемого

25-30 лет

30-45 лет

45-55 лет

55-60 лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

73

71

74

76

76

75

72

78

81

73

74

70

80

75

72

78

74

71

74

73

83

77

79

80

82

81

81

82

79

80

76

83

81

84

80

77

78

79

80

78

72

68

71

74

81

72

69

76

68

78

73

69

75

73

70

71

70

72

77

71

71

68

67

76

70

80

65

70

75

69

75

68

72

70

69

73

67

71

64

70

1490

1600

1450

1410

хср

74,5

80

72,5

70,5

149

160

145

141

хср

7,45

8

7,25

7,05

∑хi

595

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10


Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга формирование коллектива при обучении детей с ОПФР. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: социально-психологический тренинг - один из способов формирования коллектива детей с интеллектуальной недостаточностью. В исследовании принимали участие дети специал ...

Основные теории мышления в западной психологии
Мышление – один из сложных познавательных процессов, изучение которого породило множество различных теорий. 1. Ассоциативная Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта (Гартли, Пристли). Активность мышления, его ...

Понятие интеллекта
Интеллект– относительно устойчивая структура умственных способностей человека. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости. Он тес ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru