Узко-специализированные
методы исследования сотрудников МВДСтраница 3
Обоснование выбора метода: опросник также используется в профессионально-психологическом отборе кандидатов при приеме на службу в органы прокуратуры с 1994 г. и достаточно хорошо зарекомендовал себя на практике (52).
Цель: предназначен для определения степени активности субъекта в достижении поставленных целей, уровня развития личной ответственности за происходящие с ним события, меры независимости и самостоятельности поведения.
Обработка результатов: обработку заполненных бланков следует проводить по приведенным ниже ключам. Нами для обработки результатов также была использована компьютерная программа ввода, обработки и предоставления обобщенного результата индивидуального обследования.
Тест "Смысложизненных ориентаций" Д.А. Леонтьева
Авторы и год создания: тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста "Цели в жизни" Джеймса Крамбо и Леонардо Махолика (1990), разработанной на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла. Адаптация Д.А. Леонтьева (36-37).
Общие теоретические положения, послужившие основой методики
в теории В. Франкла смысл - это некая "сильная идея", которая придает нашему существованию стабильность, направленность. Основа для теоретической и эмпирической типологии смыслов жизни была заложена В. Франклом, который рассматривал стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Основной тезис его учения о стремлении к смыслу можно сформулировать так: человек стремиться обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Краткое описание шкал: опросник содержит 20 пунктов, представляющих собой пары противоположных утверждений и варианты ответов. Тест включает в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля.
Субшкала 1. Цели в жизни - наличие или отсутствие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Субшкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Этот показатель говорит о том воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Субшкала 3. Результативность или удовлетворённость самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть.
Субшкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле.
Субшкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь. Низкие баллы - фатализм, убеждённость в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, бессмысленно что-либо загадывать на будущее, что свобода выбора иллюзорна.
Обработка результатов:
производится в соответствии с ключом (36).
Обоснование: формирование смыслового состояния влияет способность индивида анализировать и обобщать актуальные смыслы или значения прошлого и настоящего и формировать жизненные цели (т.е. проектировать будущее). Мы взяли этот тест для изучения субъективного благополучия, позитивных или негативных источников благополучия, наличия целей и осмысленности жизни.
Цель: выявление показателя осмысленности жизни человеком через его отношение к цели жизни (будущему), к процессу (настоящему) и результату жизни (прошлому).
Область применения:
с 18 лет.
Обработка результатов: обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения.
Методика "Индекс жизненного стиля"
Бихевиоризм изнутри
Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа с гипотетических внутренних сил на влияние окружения (например, оперантное научение Скиннера). С этой точки зрения, поведение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Но, по мнен ...
Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших
психических функций. Их строение и развитие
Концепция «Культурно-историческая теория психики человека» разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно концепции, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внеш ...
Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов
Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Социальная ситуация развития в период зрелости связано с активным включением человека в с ...