Психокоррекционный этап исследования
Страница 1

Психокоррекционный этап исследования представляет собой применение метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации, военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий в Чеченской республике.

Психологическая реабилитация пострадавших, подвергавшихся воздействию психогенных факторов в экстремальных условиях деятельности или получивших серьезные ранения с ампутацией конечностей, является элементом медико-психологического обеспечения профессиональной деятельности. Ее цель - сохранение профессионального здоровья и восстановление профессиональной пригодности раненых.

Основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Применение метода гештальт-терапии наиболее оправдано тем, что формируемая для проведения психокоррекции группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике. Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотравмирующие факторы, являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на глазах раненых их близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны любимой девушки; тяжелое ранение или потеря конечностей.

В исследовании принимали участие 40 человек: экспериментальная группа (20 человек) и контрольная группа (20 человек).

Местом для проведения сеансов было специальное помещение, оборудованное всеми необходимыми реквизитами.

Перед началом непосредственных занятий по психокоррекции с помощью метода гештальт-терапии было проведено 2 лекции по основным теоретическим положениям гештальт-психологии.

Сессии гештальт-терапии проводились по следующей схеме:

1. Начало сессии. Контакт группы. Участники сессии (включая ведущего) садятся по кругу, берутся за руки. Все по очереди, начиная с ведущего, обсуждают с какими мыслями, чувствами, настроением они пришли на сессию. Ведущий сообщает тему и цели данной сессии.

2. Проведение упражнения.

3. Завершение сессии. Обсуждение пользы, которую каждый участник извлек из данной сессии, что понравилось и не понравилось в проведенном упражнении, с каким настроением участники уходят с сессии.

Продолжительность сессии – 1,5 – 2 часа.

Гештальт-терапия проводилась как в индивидуальной, так и в групповой форме. Если сессия проводилась в груп­пе, то психотерапевт обычно работал с одним (реже с двумя) из участников. Остальные члены группы идентифицировали себя с «работающим» участником, оказывать ему эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.

В дальнейшем с военнослужащими, получившими ранения, была проведена серия упражнений гештальт-терапии, которую я привожу ниже. Для психокоррекции постстрессовых состояний были использованы основные техники гештальт-терапии, в частности «Развитие осознавания», «Концентрация внимания на чувствах», «Принятие ответственности», «Интеграция полярностей», «Работа со сновидениями», «Работа с сопротивлениями».

Техника «Развитие осознавания»

Упражнение «Фигура и фон»[75]

Участники сидят в кругу, ведущий читает инструкцию.

Ведущий: «На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект, например стул. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружа­ющего пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, «опустошает» фон.

Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук в вашем окружении и заметьте, как другие звуки отходят в фон. Нако­нец, «прислушайтесь» к какому-нибудь телесному ощущению, вроде внезапной боли («колет») или зуда, и заметьте, как и здесь остальные телесные ощущения отступают на задний план».

После этого терапевт проводит обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта: во-первых, процесс выполнения упражнения (как участники его выполняли и что при этом чувствовали), а во-вторых, содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). Процесс выполнения упражнения более важен, чем содержание, и ино­гда тренер может принимать решение проводить обсуждение только процесса[76].

Также терапевт просит всех участников по очереди рассказать о двух вещах, которым, с их точки зрения, они научились, выполняя данное упражнение.

Упражнение «Осознавание эмоций»[77]

Упражнение проводится аналогично предыдущему.

Ведущий: «Дайте своему вниманию переходить от одного объекта к дру­гому, отмечая фигуры и фоны в объекте — и свои эмоции. Каж­дый раз выражайте эмоции словами вроде: «Мне это нравится» или «Мне это не нравится». Разделяйте объекты на части: «Это мне в объекте нравится, а это не нравится». Наконец, если это приходит естественно, дифференцируйте свои эмоции, напри­мер: «Это вызывает у меня отвращение» и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Определите, какие психические процессы, свойства или состояния (и их характеристики) актуализируются в следующих ситуациях. Возможны несколько вариантов ответа
1. Наблюдая из окна за движением соседнего состава, пассажир не сразу смог определить какой поезд едет - его или соседний. Восприятие движения и пространства. Восприятие пространства - объектов, их взаимного расположения и расстояния между ними. При таком виде восприятия часто возникают ошибки — зрительные иллюзии (например, кажущиеся ...

Акцентуации личности
Основные типы акцентуаций. 1. Гипертимный тип – в первую очередь характеризуется необычайной коммуникабельностью, активностью, выразительностью жестов и мимики. Такие люди обычно пребывают в приподнятом настроении и требуют этого от окружающих. 2. Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступков. Основными являются черты харак ...

Что такое «характер человека»?
Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Существует несколько определений характера: способ поведения, способ реагирования, совокупность свойств. Черт и особенностей личности, направленности и воли, реакций. Влечений. Общим для в ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru