Экспериментальная часть
Страница 3

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность - изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка.

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус.

Результаты оценивали в баллах.

Вопросы к беседе по диагностике эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени в возрасте 8-13 лет

Какое у тебя сейчас настроение?

Какие любишь уроки и почему?

Что делаешь, когда тебе грустно?

Когда испытываешь радость?

Что чувствуешь, когда тебя ругают?

Что чувствуешь, когда обижают твоего друга?

Перечисли дела, когда бывает весело.

Часто плачешь, в каких ситуациях?

Результаты исследования.

Описание результатов к сводной таблице по опроснику на выявление страхов (таблица № 1).

В школьном возрасте распространен страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком и т.д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, внушаемости. Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньшая чувствительность - в 15 лет (А.И. Захаров). В младшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они более обусловлены эмоциями, чем характером и еще во многом носят возрастной и переходный характер.

На основе ответов по опроснику делается вывод о наличии страхов.

У Глеба и Виктора среди имеющихся страхов, большой показатель «медицинских» страхов. Из беседы было выявлено, что дети часто болеют, сталкиваются с необходимостью сдачи крови и других медицинских процедур.

У Глеба, Виктора и Саши высокий показатель по страхам, связанный с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война).

У Милы и Саши выявлены страхи кошмарных снов и темноты. Они до сих пор боятся сказочных персонажей. Это связано со своеобразным развитием эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, которая проявляется, прежде всего, в незрелости.

Социально-опосредованные страхи у Саши: присутствует страх одиночества, страх перед другими детьми; у Виктора: страх перед детьми и страх перед наказанием.

У Никиты и Игоря по опроснику общий показатель 0 баллов. Необходимо выяснить причину отсутствия страхов, так как известно, что каждому возрасту соответствует тот или иной страх, а его полное отсутствие может привести к тому, что в определенных ситуациях ребенок может недооценивать реальную опасность, что влечет за собой травматические ситуации.

Большое число разнообразных страхов у ребенка – важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует в первую очередь отнести к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу. В группу «риска» по опроснику на выявление страхов попадает Саша, с общим показателем 16 баллов - повышенная тревожность. У ребенка высокие показатели «медицинских» страхов; страх перед пожаром, войной; страх смерти своей; страх сказочных персонажей, кошмарных снов, темноты, страх детей и одиночества, высоты и воды.

Ребенок группы риска, в отличие от сверстников, более чувствителен, следовательно, и более уязвим по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды. И наиболее ранима в этом плане эмоциональная сфера.

Описание результатов к сводной таблице по методике «Размещение себя на шкале» (таблица № 2).

Из таблицы видно:

по шкале радости наименьшее количество баллов у Тимура;

по шкале страха наибольшее количество баллов у Милы (10баллов), Саши (9 баллов) и Никиты (8 баллов).

по шкале гнева наибольшее количество баллов у Милы (10 баллов), Александр (8 баллов), Нарине (8 баллов);

по шкале печали наибольшее количество баллов у Милы (10 баллов), Тимур (10 баллов), Никита (9 баллов).

У Саши высокий показатель по шкале страха. Здесь выявляется тревожность ребенка. Необходимо выяснить причину страха и провести работу по снижению страха.

У Милы, Александра и Нарине высокий показатель по шкале гнева. Это говорит о повышенной агрессивности.

В группу «риска» можно отнести Милу и Никиту. Эти дети разместили себя на шкале одинаково по полярным эмоциям. Это может быть связано с недостаточной дифференциацией эмоций.

Из всех предложенных эмоций, наиболее ярко выражены эмоции у Милы.

Сводная таблица результатов по опроснику на выявление страхов у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени № 1

Сводная таблица результатов по методике "Размещение себя на шкале" у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени № 2

Имя

возраст

Факторы, в баллах

общее кол-во (баллы)

Факторы, в баллах

п/п

1

2

3

4

5

6

7

п/п

шкала радости

шкала страха

шкала гнева

шкала печали

1

Александр

11 лет

1

0

1

0

0

0

0

2

1

9

0

8

5

2

Мила

11 лет

2

2

1

2

2

0

0

9

2

10

10

10

10

3

Глеб

10 лет

4

3

1

1

1

1

2

13

3

10

0

0

0

4

Андрей

13 лет

2

0

0

0

0

0

0

2

4

10

0

0

0

5

Никита

11 лет

0

0

0

0

0

0

0

0

5

9

8

5

9

6

Виктор

10 лет

5

4

1

1

0

2

0

13

6

8

4

4

4

7

Нарине

11 лет

0

0

1

0

0

0

0

1

7

10

1

8

7

8

Игорь

10 лет

0

0

0

0

0

0

0

0

8

10

0

0

0

9

Саша

9 лет

3

4

1

2

2

2

2

16

9

10

9

0

0

10

Тимур

10 лет

0

0

0

1

0

0

0

1

10

6

0

0

10

Страницы: 1 2 3 4 5


Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейк ...

Современная классификация стилей педагогической деятельности
В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский[24]. Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и каждого ученика в отдельности. Для учителя с авторитарным стилем характерно эмоциональная холодность и ...

Школьная дезадаптация. Определение понятия школьной дезадаптации
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов.[1] Огромную роль в рассмотрении проблем ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru