Экспериментальная частьСтраница 3
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность - изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка.
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус.
Результаты оценивали в баллах.
Вопросы к беседе по диагностике эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени в возрасте 8-13 лет
Какое у тебя сейчас настроение? |
Какие любишь уроки и почему? |
Что делаешь, когда тебе грустно? |
Когда испытываешь радость? |
Что чувствуешь, когда тебя ругают? Что чувствуешь, когда обижают твоего друга? |
Перечисли дела, когда бывает весело. Часто плачешь, в каких ситуациях? |
Результаты исследования.
Описание результатов к сводной таблице по опроснику на выявление страхов (таблица № 1).
В школьном возрасте распространен страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком и т.д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, внушаемости. Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньшая чувствительность - в 15 лет (А.И. Захаров). В младшем школьном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они более обусловлены эмоциями, чем характером и еще во многом носят возрастной и переходный характер.
На основе ответов по опроснику делается вывод о наличии страхов.
У Глеба и Виктора среди имеющихся страхов, большой показатель «медицинских» страхов. Из беседы было выявлено, что дети часто болеют, сталкиваются с необходимостью сдачи крови и других медицинских процедур.
У Глеба, Виктора и Саши высокий показатель по страхам, связанный с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война).
У Милы и Саши выявлены страхи кошмарных снов и темноты. Они до сих пор боятся сказочных персонажей. Это связано со своеобразным развитием эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, которая проявляется, прежде всего, в незрелости.
Социально-опосредованные страхи у Саши: присутствует страх одиночества, страх перед другими детьми; у Виктора: страх перед детьми и страх перед наказанием.
У Никиты и Игоря по опроснику общий показатель 0 баллов. Необходимо выяснить причину отсутствия страхов, так как известно, что каждому возрасту соответствует тот или иной страх, а его полное отсутствие может привести к тому, что в определенных ситуациях ребенок может недооценивать реальную опасность, что влечет за собой травматические ситуации.
Большое число разнообразных страхов у ребенка – важный показатель предневротического состояния. Такого ребенка следует в первую очередь отнести к группе риска и проводить с ним специальную коррекционную работу. В группу «риска» по опроснику на выявление страхов попадает Саша, с общим показателем 16 баллов - повышенная тревожность. У ребенка высокие показатели «медицинских» страхов; страх перед пожаром, войной; страх смерти своей; страх сказочных персонажей, кошмарных снов, темноты, страх детей и одиночества, высоты и воды.
Ребенок группы риска, в отличие от сверстников, более чувствителен, следовательно, и более уязвим по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды. И наиболее ранима в этом плане эмоциональная сфера.
Описание результатов к сводной таблице по методике «Размещение себя на шкале» (таблица № 2).
Из таблицы видно:
по шкале радости наименьшее количество баллов у Тимура;
по шкале страха наибольшее количество баллов у Милы (10баллов), Саши (9 баллов) и Никиты (8 баллов).
по шкале гнева наибольшее количество баллов у Милы (10 баллов), Александр (8 баллов), Нарине (8 баллов);
по шкале печали наибольшее количество баллов у Милы (10 баллов), Тимур (10 баллов), Никита (9 баллов).
У Саши высокий показатель по шкале страха. Здесь выявляется тревожность ребенка. Необходимо выяснить причину страха и провести работу по снижению страха.
У Милы, Александра и Нарине высокий показатель по шкале гнева. Это говорит о повышенной агрессивности.
В группу «риска» можно отнести Милу и Никиту. Эти дети разместили себя на шкале одинаково по полярным эмоциям. Это может быть связано с недостаточной дифференциацией эмоций.
Из всех предложенных эмоций, наиболее ярко выражены эмоции у Милы.
Сводная таблица результатов по опроснику на выявление страхов у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени № 1 |
Сводная таблица результатов по методике "Размещение себя на шкале" у младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени № 2 | ||||||||||||||
Имя |
возраст |
Факторы, в баллах |
общее кол-во (баллы) |
Факторы, в баллах | |||||||||||
п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
п/п |
шкала радости |
шкала страха |
шкала гнева |
шкала печали | |||
1 |
Александр |
11 лет |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
9 |
0 |
8 |
5 |
2 |
Мила |
11 лет |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
9 |
2 |
10 |
10 |
10 |
10 |
3 |
Глеб |
10 лет |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
13 |
3 |
10 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Андрей |
13 лет |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
4 |
10 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Никита |
11 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
9 |
8 |
5 |
9 |
6 |
Виктор |
10 лет |
5 |
4 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
13 |
6 |
8 |
4 |
4 |
4 |
7 |
Нарине |
11 лет |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
7 |
10 |
1 |
8 |
7 |
8 |
Игорь |
10 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
10 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Саша |
9 лет |
3 |
4 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
9 |
10 |
9 |
0 |
0 |
10 |
Тимур |
10 лет |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
10 |
6 |
0 |
0 |
10 |
Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейк ...
Современная классификация стилей педагогической деятельности
В педагогике выделяют три общих вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский[24].
Авторитарный стиль. Этот стиль характеризуется отчужденным положением учителя от учебной группы и каждого ученика в отдельности. Для учителя с авторитарным стилем характерно эмоциональная холодность и ...
Школьная дезадаптация. Определение
понятия школьной дезадаптации
О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов.[1]
Огромную роль в рассмотрении проблем ...