Психодиагностические методы: характеристика и классификация
Страница 2

Психология » Психология как научная дисциплина » Психодиагностические методы: характеристика и классификация

Групповые тесты – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Характерна жесткая регламентация процедуры.

Тесты результативности – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. (методики исследования личности).

Тесты скорости – тип методик, в которых основные показатели продуктивности работы испытуемых является время выполнения тестовых задач (тесты интеллекта, корректурная проба).

Опросники – тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризуются только их частотой и направленностью. Основные виды: анкеты и личностные опросники.

Анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющих непосредственного отношения к его личностным особенностям (биографические опросники).

Личностный опросник – направлен на измерение различных особенностей и черт личности. Недостатки: возможность фальсификации ответов, низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемого. Примеры: опросник черт личности 16 PF, типологические, опросники мотивов (Мехрабиана), опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.

Проективные методики – их существенный признак – использование неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Требования к построению и проверке тестов:

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Она позволяет сравнивать показатели, полученные одним испытуемым с таковыми генеральной совокупности в соответствующих группах. Тем самым достигается адекватная интерпретация показателя отдельного испытуемого. Существует 2 этапа стандартизации: выборка единых требований к процедуре проведения эксперимента; определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

Определение единого критерия, по кот. Следует проводить сравнение результатов диагностического испытания.

Критерии:

1. статистическая норма (Выбор критерия производится статистическим путем. Для этого создается выборка стандартизации. При ее формировании учитывается объем и репрезентативность)

2. перцентиль – основа для сравнения и интерпретации результатов диагностического испытания. . Это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которой ниже данного первичного показателя.

3. Гуревич. Соц-психологический норматив – процентное выполнение задания.

Надежность.

Надежный тест – тест, с помощью которого получаются одни и те же показатели для каждого обследуемого при повторном тестировании.

Виды надежности: ретестовая (устойчивая) – предполагает повторное предъявление того же самого теста тем же испытуемым примерно в тех же условиях, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. (коррел.Пирсона) Между 1 и 2 тестированием интервал около 2-х мес.; надежность параллельных форм – предусматривает создание экивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым для того, чтобы затем оценить корреляцию между полученными результатами; надежность частей теста – определяется путем деления опросника на 2 части (обычно на четные и нечетные задания), а потом рассчитывается корреляция между этими частями.

Валидность. Это степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. Виды:содержательная (оценка теста производится за счет эксперта); эмпирическая – измеряется с помощью статистического коррелировния; подсчитывается корреляция двух рядов значений: баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

Текущая валидностьПрогностическая (в будущем) Ретроспективная (критерий берется в прошлом) конструктная (конкурентная) – используется, когда для измерения свойства можно найти в литературе уже опробированный тест с известной валидностью).

Страницы: 1 2 


Семья как единица психологического анализа
Семья – древнейший институт человеческого общества – прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Н.Я.Соловьев дает следующее определение семьи: «Семья - это ячейк ...

Этапы развития психологической науки. Какие три этапа прошло психологическое знание в историческом контексте?
Термин психология был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. И окончательно утвердился после выхода в 1732 году книги «Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный период становления психологического знания. Немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинн ...

Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие
Концепция «Культурно-историческая теория психики человека» разработана в 20-30-е гг. Л.С. Выготским при участии его учеников А.И. Леонтьева и А. Р. Лурия. Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно концепции, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внеш ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru