Психодиагностические методы: характеристика и классификация
Страница 1

Психология » Психология как научная дисциплина » Психодиагностические методы: характеристика и классификация

Психодиагностический метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которых базируется валидность данного класса методик.

Методика – конкретная частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач.

Классификация методов (Ананьев) исследования в психологии:

- организационные

- эмпирические

- методы обработки данных

- методы интерпретации.

Психодиагностические методы относятся к эмпирическим методам, наряду с биографическим, моделирования, экспериментальными методами. Методы ПД в классификации методов психологии относят в отдельную группу.

Классификация ПД методов призвана облегчить психологу выбор методики, которая максимально соответствует его задаче, поэтому классификация должна отражать связь методов с диагностируемыми психическими свойствами. Полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью (ММРI, тест Векслера).

1-е основание для классификации – ответ на задание методик:

- методики основаны на заданиях, которые правильного ответа не имеют (большинство личностных опросников)

- методики, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта).

2-е основание:

- вербальные (опосредованы речевой активностью испытуемого)

- невербальные (включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение подобных заданий опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные)

3-е основание: основной методический принцип:

- объективные тесты

- стандартизированные самоотчеты

- проективные техники

- диалогические техники.

Стандартизированные самоотчеты: тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, индивидуально ориентированные (идеографические техники типа репертуарных решеток). Характеризуются использованием вербальных способностей испытуемого а так же обращением к его мышлению, воображению, памяти.

Объективные тесты – это методики, в которых возможен правильный ответ, правильно выполненное задание) – на интеллект.

Тесы-опросники – предполагают набор пунктов относительно которых испытуемый выности суждение (двух- или трех-альтернативный выбор ответа). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6-7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми или косвенными. Опросники строятся как одномерные (1 психологическая переменная) или многомерные.

Открытые опросники – не предусматривают стандартизированного ответа испытуемого. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям (контент-анализ – как метод качественной и количественной обработки текстовой информации).

Шкальные методики – предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала конкретных лиц по выраженности в них качества, заданного шкалой. Обычно исп-ся 3-х, 5-ти, 7-иточечные шкалы.

Индивидуально ориентированные – могут совпадать по форме со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. В отличие от тестов – опросников оцениваемые параметры (оси измерения, конструкты) не задаются из-вне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытания.

Проективные техники – основаны на том, что неструктурированный материал, выступающий в качестве стимула при соответствующей организации эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в кот.раскрываются характеристики субъекта.

Диалогические техники – учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым. Диалогические техники могут быть вербальными (беседа, интервью) и невербальными (игра с ребенком).

Характеристика основных методов ПД.

Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий.

Виды тестов: вербальные-невербальные; индивидуальные-групповые; интеллектуальные-личностные; тесты скорости, тесты результативности.

Тестовая батарея – совокупность групп тестовых заданий (субтесты), объединенных в одну психодиагностическую методику и направлены на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. (Тесты Векслера, тест структуры интеллекта Амтхауэра).

Страницы: 1 2


Психологическая теория деятельности. Виды деятельности
Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание. Деятельность — те специфические процессы, ко ...

Проблема биологического и социального в структуре личности
Это одна из наиболее дискуссионных проблем в психологии. В зарубежных теориях известно мнение, согласно которому в личности человека выделяются две подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального. То есть личность распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организацию. Эндопсихика выражае ...

Деловые дискуссии
1. Психологические особенности ведения дискуссии. 2. Психологические особенности публичного выступления. 3.Практические упражнения: «Фазовая структура процесса дискуссии», «Предметные позиции», «Ролевая структура», «Правила ведения дискуссии», «Публичное выступление». ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ по теме: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru