Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как субъекта
жизнедеятельности. Соотношение понятий "индивид", "личность",
"индивидуальность"Страница 1
В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности.
А.Н.Леонтьев.
Параметры (основания) личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни; 3. Общий тип строения личности.
Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях. Двойственная структура личности: 1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка; 2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире.
Рубинштейн.
При объяснении любых псих. явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через кот. и преломляются все внешние воздействия. История обуславливающая структуру личности вкл. в себя и эвлолюцию живых сущ-в, историю человечества и личную историю. Свойства личности не сводятся к индивидуальным сопосбнстям. Личность тем значительнее, чем в индивидуальном преломлении представленно всеобщее. Дистанция отделяющая историческую личность от обычной определяется не св-вами, а значительностью общ-истор. сил, носителем которых она является. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носиетль этих отношений. Психическое содержание личности не только мотивы сознател. деятельности, оно вкл. в себя многообразие неоснанных тенденций-побуждений. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом и произвольнвми движени. Дальше - начало ходьбы. И здесь ребенок начинает понимать, что он реально выделяется из окруж. среды. Другое важное звено - развитие речи.
Мясищев.
Личность - высшее интегральное понятие. Она характеризуется как система отношений человека к окруж. действительности. Самое главное, что определяет л - ее отношение к людям. Первый компонент характеристики личности образует доминирующие отношения личности. Второй - психический уровень (желания, достижения). Здесь снова соприкасаются психолог. и соц. аспекты, которые полностью не совпадают. Уровень развития и избирательная направленнось характеризуют отношение л. Третий - динамика р-ций л. или то, что назыв. тип ВНД, темпераментом. Четвертый - взаимосвязь основных компонентов, общая структура личности.
Мерлин. Концепция интегральной индивидуальности. Интегр.инд-ть – особый, выражающий индивидуальное своеобразие, характер связи между всеми свойствами человека. Выделяет несколько уровней системы интегральной индивидуальности: 1. Система индивидуальных свойств организма: биохимических, нейродинамических свойств человека, общесоматических. 2. Система индивидуальных психических свойств: система психодинамических свойств: темперамента, психич.св-в личности. 3. система социально-психологических индивидуальных свойств: соц.роли в соц. группах, в соц-исторических обществах.
Платонов Рассматривает ряд основных подструктур личности, выделение этих подструктур опред-ся след.критериями: 1.соотношение биологического и социального, врожденного, но не обязательно наследственного, и приобретенного; 2. каждая подструктура имеет свой особый и основной вид формирования. 3. существует иерархическая зависимость между подструктурами.
4. Социально обусловленная структура личности (подструктура направленности личности). Формируется путем воспитания. Элементы или черты личности, которые входят в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Направленность личности – это влечения, желания, интересы. Склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются отношения, моральные качества личности и различные формы потребности.
Психология межгрупповых отношений
Актуальность
В значительной степени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению малых групп, который был характерен для развития социальной психологии в 20 — 30-е гг.: вся исследовательская стратегия строилась таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на динамических процессах, происходящих внутри них. Конкретным в ...
Результаты опытно-экспериментальной
работы
В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля
поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные (см. Таблица 1)
Таблица 1.
Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации (МОУ СОШ)
№ п/п
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление ...
Аномалии памяти
Аномалии памяти заключаются чаще всего в ее ослаблении. Ослабление памяти носит название «гипомне-зия». Гипомнезия может быть временной, возникшей в связи с усталостью, перегруженностью информацией, болевыми синдромами, ситуацией сильного эмоционального потрясения. При устранении этих факторов память возвращается к норме без психотерапе ...