Младший школьный возраст (7-11 лет)
Как отмечала Л. И. Божович в своих работах: "Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка". Учебная деятельность – деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.
После 2-3 недель начинается критический момент, если ребенка не подготовили, наступает разочарование в школе. Только после возникновения интереса своего труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность в приобретении знаний.
Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно-значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, его взаимоотношение с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.
В стремлении стать школьником находят свое воплощение ведущие потребности ребенка:
1. Познавательная, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания.
2. Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую ценность не только для него, но и для окружающих взрослых.
Психологическим новообразованием младшего школьного возраста является:
1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интллектуализация. Их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению научных понятий.
2. Происходит осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Понятие кризиса семи лет.
Л.Ф.Обухова выделяет следующие особенности кризиса семи лет:
1. Потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Здесь впервые возникает эмоционально- смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д. Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.
2. Манерничание, "ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает".
3. Симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать.
Рассматривая личностную и социально-психологическую готовность к школе, Фридман отмечает, что необходимо формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Понятие социально-психологической адаптации.
Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. В связи с этим ряд исследователей выделяют 3 уровня адаптации детей к школе:
Высокий уровень – ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет указания без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень – ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал, усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Низкий уровень – ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.
Положительные и отрицательные психические состояния
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседнев ...
В чем заключается существенное отличие психологии как науки и как
практической деятельности?
Психология делится на два больших раздела. Один -теоретические исследования, другой - применение результатов этих исследований на практике. Выделяются теоретическая и практическая психология. Задача первой, является выявление закономерностей, психологических механизмов, разработка теории. Задача практической психологии - использование п ...
Каковы природные предпосылки способностей? Формирование способностей.
а) Определение способностей
Способности – это чудесные подарки, которые дает природа каждому человеку.
Когда говорят о способностях человека, то имеют ввиду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных ...