Концепция агрессивности и ее профилактикаСтраница 1
Агрессия – это любые действия, которые
причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или человеку. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Концепции происхождения агрессии
1. Агрессия, как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разрушению. 1.1. Психоанализ. Эрос Танатос. Если агрессию не направить во вне, то она разрушит самого индивида. Выход: катарсис. 1.2.Эволюционный подход. 1. Этологический подход (Лоренц
а). Агрессия
– это врожденный инстинкт для выживания человека как вида в процессе эволюции. Источник агрессии – это инстинкт борьбы, который генерализует А. и она накапливается. Чем больше энергии А. накоплено, тем меньшей силы стимула нужно для ее выплескивания. 2. Охотничья гипотеза Ардри.
В результате естественного отбора появился новый вид – охотники. Источник А. – охотничий инстинкт. сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же вида. 3. Социобиологический подход. А
. – это один из способов повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами (недостаток пищи или брачных партнеров).Вывод
: А. невозможно устранить совсем, ее можно только временно ослабить или перенаправить. 2. Агрессия как проявления побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда другим. 2.1.Фрустрация и А. (Доллард и Миллер). 1.Доллард. Фрустрация
– это помехи для какого-либо поведения, которые вызывают А. Положения: фрустрация всегда приводит к А. в какой-либо форме; А. всегда является результатом фрустрации. Факторы, влияющие на силу А.:а) степень ожидаемого удовлетворения; б) сила препятствий; в) количество последовательных фрустраций. НО Не всегда реакция на фрустрацию является А. И наоборот, А. может вызываться не фрустрацией, а другими факторами. 2.Миллер. Фрустрация
порождает разные модели поведения. А. одна из них. Если существует опасность наказания, то А. сдерживается и направляется на другой объект (смещение). Факторы А.: а) сила побуждения к А.; б) силы, сдерживающие А. (наказание и т. д.); в) стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим фактором. Выход: катарсис. 2.2. Теория посылов к А. Берковица. Аверсивные стимулы (фрустрация, боль, дискомфорт) приводят к готовности к агрессивному действию + посылы к А. = агрессивному поведению. Освобождение – только причинение вреда фрустратору у сильно фрустрированных индивидов. 2.3. Теория переноса возбуждения Зильмана. А
. – это возбуждение симпатической НС. Возбуждения могут накладываться возбуждение увеличивается или уменьшается, т.е. возбуждение вливается в другие реакции и переживания. Это возбуждение может повышаться от таких источников как физическая активность, фильмы с изображением насилия, возбуждающая эротика и шум. 2.4. Когнитивные модели. Здесь рассматривается когнитивный момент ранее рассмотренных теорий. Модель образования новых когнитивных связей Берковица
. Аверсивные стимулы провоцируют агрессивные реакции путем формирования отрицательного аффекта. То, как сам индивид интерпретирует отрицательное воздействие и определяет его реакцию на это воздействие. Взаимосвязь познания и возбуждения по Зильману. Анализируя фрустрацию и фр ситуацию, человек может прийти к выводу, что эта цель не была такой уж важной. И в результате А. не будет. Возбуждение, если оно слишком сильное, уменьшает познавательные способности. Т. о. высокий. уровень возбуждения приводит к дезинтеграция когнитивных процессов (м. привести к торможению). 3. Агрессия как приобретенное социальное поведение: прямое и викарное научение насилию Бандура
Психология межгрупповых отношений
Актуальность
В значительной степени этому способствовал и гипертрофированный интерес к изучению малых групп, который был характерен для развития социальной психологии в 20 — 30-е гг.: вся исследовательская стратегия строилась таким образом, чтобы сконцентрировать внимание на динамических процессах, происходящих внутри них. Конкретным в ...
Опросник Р. Кеттела
1 а, 20 в, 39 а, 58 а, 77 в, 96 а, 114 а, 133 б, 152 в, 171 а,
2 а, 21 в, 40 а, 59 а, 78 б, 97 б, 115 б, 134 в, 153 в, 172 а,
3 а, 22 в, 41 а, 60 в, 79 б, 98 в, 116 б, 135 в, 154 в, 173 а,
4 а, 23 а, 42 в, 61 в, 80 а, 99 в, 117 а, 136 а, 155 б, 174 а,
5 а, 24 а, 43 б, 62 б, 81 в, 100 а, 118 б, 137 в, 156 а, 175 а,
6 а, 25 а, 44 а, ...
Опишите и выполните краткий отборочный тест В. Н. Бузина.
Методика "КОТ" (Краткий ориентировочный тест) В.Н.Бузина предназначена для определения интегрального уровня интеллектуальной продуктивности. Тест предусматривает диагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптима ...