Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Страница 2

Психология » Психология развития личности в младшем школьном возрасте » Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника

Пример.Характеристики «аккуратный», «умный», «хорошо учится» получили по 4 балла. При их дополнительном сравнении первое место получил «умный» (в скобках — 1), потом «аккуратный» (в скобках — 2) и «хорошо учится» (в скобках — 3). Дальше из графы «ценностные ориентации» выбираются три характеристики: две с наибольшим количеством баллов, одна — с наименьшим, которые затем используются при измерении самооценки. На следующем этапе ребенок сравнивает себя со всеми людьми по выбранным выше ценностным ориентациям. Для тренировки проводится оценка себя «по росту» в сравнении с одноклассниками. Кроме того, ребенка просят указать, как, по его мнению, оценит его по данному качеству учительница. Вы не должны удивляться, что в этом случае оценки могут не совпадать. Ребенку предъявляется рисунок лесенки из 10 ступенек с надписью над верхней ступенькой — «высокий», под нижней — «низкий» (рис. 1):

Рис. 1. Лесенка.

«Представь себе, что на этой лесенке выстроились все ученики твоего класса: на нижней ступеньке стоят самые низкие дети, на верхней — самые высокие, остальные — на средних ступеньках; чем выше ученик, тем на более высокой ступеньке он стоит. Отметь крестиком ступеньку, на которой ты можешь находиться по своему росту. А теперь подумай, на какую ступеньку тебя поставила бы учительница. Поставь кружок на этой ступеньке». Сравнение по остальным качествам проводится «со всеми людьми на свете». Исследование заканчивается после рассмотрения всех лесенок. При анализе полученных результатов учитывают.

1. Дифференцированность системы ценностей. У детей с трудностями адаптации баллы, полученные в результате тестирования, близки друг другу, детям трудно выделить наиболее и наименее ценные качества. Если у «благополучных» детей разница между ценностями может достигать шести баллов, то у «неблагополучных» — всего двух.

2. Соответствие самооценки ценностным ориентациям. При неблагополучной адаптации достаточно типична ситуация, когда при исследовании самооценки с помощью карточек более низкие баллы соответствуют наиболее значимым ценностям (несовпадение баллов в левой и правой частях протокола для отдельных характеристик). Мера гармоничности между самооценкой и ценностными ориентациями может рассматриваться как показатель меры эмоционального комфорта, субъективно ощущаемого ребенком.

3. Степень соответствия самооценки предполагаемой оценке учителя. Признаком нарушения адаптации может служить предположение или уверенность ребенка в факте недооценки его личности учителем. Если по всем трем показателям выявляются негативные результаты, вероятность дезадаптации, нарушений поведения и общего негативного психического состояния достаточно высока. Найти выход из создавшейся ситуации, поговорив с ребенком, с учителями, школьным психологом, доверившись собственной интуиции и совету специалиста, — ваша задача.

Одним из понятий, наиболее тесно связанных с обучаемостью школьников, является понятие «познавательного стиля». Наиболее часто встречается познавательный стиль, связанный с разрешением противоречий между скоростью и точностью принятия решения. Импульсивным детям свойственно быстрое принятие решения без его достаточного обоснования, необдуманный выбор гипотез. Для рефлексивных характерно тщательное обдумывание своих ответов, многократная проверка гипотез, принятие осторожных, точных решений. Установлено, что импульсивные дети делают больше ошибок при письме и чтении, меньше способны к концентрации внимания. Рефлексивные дети точнее воспринимают информацию (цифровой, знаковый, буквенный материал, форму и размер геометрических тел), успешнее справляются с тестами на концентрацию, переключение внимания и на понимание сложных смысловых связей между словами. С возрастом и под влиянием обучения импульсивность может снижаться. Помогают преодолеть ее последствия тщательная проверка результатов, проговаривание вслух, тщательная подготовка к работе. Помните, что импульсивность сама по себе не является ни положительной, ни отрицательной, а приобретает ценность в связи с условиями конкретного вида деятельности. Определить вид познавательного стиля ребенка может тест.

Выбор парной фигуры

(диагностика импульсивности, рефлексивности)

Материал

: 12 картинок. На каждом листе есть одна эталонная фигура и шесть фигур, отличающихся друг от друга лишь мелкими деталями. Задача ребенка — найти фигуру, которая больше всего похожа на эталон. Регистрируются время выбора фигуры и количество ошибочных ответов.

Инструкция«Ты сейчас увидишь одну картинку и несколько похожих на нее. Поищи, пожалуйста, на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху (внизу), и покажи ее мне. Давай сначала попробуем, потренируемся. (Далее проводится тренировка на картинках для примеров.) Теперь пойдем дальше. Задачи будут совсем не такие простые. Найди как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху (внизу), и покажи мне ее сразу же». (Примеры рисунков представлены в приложении 1.) При правильном ответе похвалите ребенка. При неправильном скажите: «Нет, это не совсем похожая картинка, есть более похожая».

Страницы: 1 2 3


Методики исследования личности
В личности как сложном психическом конструкте тесно переплетаются множество биологических и социальных факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. Это является одной из причин многообразия подходов к изучению личности. Все эти подходы имеют од ...

Семья как социальный институт
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение че ...

Дневник психолога
Я проходила практику в ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 22 VIII вида Невского района Санкт-Петербурга. Познакомилась со школьниками в возрасте от 8 до 13 лет в количестве 10. Из них 2 девочки, 8 мальчиков. Обследуемые дети из 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов. У всех детей диагноз: умственная отсталость ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru