Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Страница 1

Психология » Психология развития личности в младшем школьном возрасте » Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника

Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливается к новой обстановке? Удается ли ему успешно осваивать новые знания, развивать свои способности и строить отношения с учителем и детьми? Ответы на эти вопросы не всегда лежат на поверхности. Поэтому, начиная с середины первого полугодия, полезно проверить, как изменились, помимо общих школьных умений, внимание, память, мышление ребенка, а кроме того, проанализировать некоторые личностные характеристики, наиболее важные для формирования адаптивного поведения в школе.

Наиболее информативный результат дает анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника

.[11]

Материал

: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками:

умный сильный здоровый

сильный веселый хорошо учится

аккуратный здоровый веселый

хорошо учится умный аккуратный

красивый аккуратный сильный

здоровый хорошо учится красивый

веселый красивый умный

Порядок проведения

. Положите перед ребенком карточку с изображением фигурок и под ней первую карту с определениями. Скажите ребенку: «Вот три очень похожих мальчика (девочки). Этот мальчик — умный, этот — сильный, этот — здоровый. Во всем другом они ничем не отличаются. Которым (которой) из этих мальчиков (девочек) ты больше всего хотел (хотела) бы быть?» Ответ ребенка зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик напротив выбранного качества под оценкой «2 балла». Бланк ответов:

2

1

0

2

1

0

ц.о.

со.

Аккуратный (-ая)

XX

X

X

XX

4(2)

2

Веселый (-ая)

XX

X

XXX

2(2)

3

Здоровый (-ая)

X

X

X

X

XX

3

1

Красивый (-ая)

XX

X

XXX

2(3)

3

Сильный (-ая)

XX

X

XX

X

2(1)

2

Умный (-ая)

XX

X

XXX

4(1)

0

Хорошо учится

XX

X

X

XX

4(3)

4

Спросите у ребенка: «Которым (которой) из оставшихся мальчиков (девочек) ты больше хотел бы (хотела бы) быть?» Ответ заносится в графу «1 балл» бланка ответов. Оставшаяся характеристика оценивается в ноль баллов. После этого скажите ребенку: «А теперь представь, что один из этих мальчиков (девочек) действительно ты. Кто из них на самом деле больше всего похож на тебя?» — 2 балла. «Кто из оставшихся похож на тебя больше?» — 1 балл. Занесите ответы в правую часть бланка ответов. Описанная процедура повторяется со всеми семью карточками. Затем подсчитывается количество баллов для каждой характеристики в правой и левой частях бланка ответов. Результаты записываются в графы «ценностные ориентации» (левая часть) и «самооценка» (правая часть). В случае, если количество баллов для нескольких характеристик совпадает, проводится дополнительное сравнение их между собой (результаты в скобках).

Страницы: 1 2 3


Методика исследования понимания логико–грамматических
отношений Исследование понимания логико–грамматических отношений 1.а) Покажи ключ, карандаш. б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш – ключом. 2.а) Нарисуй круг под крестом. б) Крест – под кругом. 3. Скажи что верно: весна бывает перед летом или – лето перед весной? 4.Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? 5. Сашу ударил Коля. Кто дра ...

Социально-психологический тренинг общения
Тренинг социально-психологических и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний; —умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение; —умен ...

Высшие психологические функции
Высшие психические функции – одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями называют наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни. Эти функции не являются врожденными, в отличие от более про ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru