Теоретические факторы психологии суицида. Понятие и сущность
проблемы психологии суицидаСтраница 3
(от англ. самоубийство) объясняется как следствие болезненного и мучительного духовного и психологического кризиса, сильного внутреннего конфликта, ведущих к сужению сознания, потере смысла страданий и всей жизни. Особенно тяжелыми и опасными, по своим последствиям, бывают кризисы у эмоциональных, легкоранимых личностей. Возникающий под влиянием значимого события (сообщение о неизлечимой болезни, измене любимого человека, потере состояния и т. п.) сильный аффект ослабляет самоконтроль, нарушает психическое равновесие, приковывает внимание к испытанию, навязывает «аварийный» способ выхода из крайне узкого осознания происшедшего.
Таким образом, можно сделать вывод, что самоубийство (суицид)
это акт поведения человека, совершаемый в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, либо осознанный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как ценность теряет смысл.
Суицидент
— человек, вознамерившийся покончить с жизнью.
Суицидальные происшествия — акты самоубийства или попытки их совершения.
Решение проблемы профилактики суицидальных явлений требует наличия законченной теории суицидального поведения человека, которой в настоящее время не существует. Можно говорить только об отдельных теоретических взглядах и идеях, составляющих основу психопатологического, анатомо-антропологического, социологического и психологического подходов к его изучению. В настоящее время самоубийство рассматривается как, следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею макросоциального конфликта /3/ (см. схему № 1).
У всех суицидентов независимо от их диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации личности.
Объективно
дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справляться с социальными функциями или патологической трансформацией поведения.
Субъективными
выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных сдвигов от негативно окрашенных психологических.
Переживаний (тревоги, горя, душевной боли, обиды, стыда, возмущения, злобы, гнева) до клинически выраженных психопатологических синдромов
(астении, дистимии, депрессии, дисфории и т.п.). Таким образом, социально-психологическая дезадаптация не тождественна понятию болезни и может проявляться на двух уровнях.
Социально-ситуационные факторы |
Личностные Факторы |
Конфликт |
Социально-психологическая дезадаптация |
Крах ценностных установок |
Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности
межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Когда ребенок приходит в школу, у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, у него появляются новые, связанные со школой обязанности.
Меняется и социальная ситуация развития, теперь она наз ...
Аномалии памяти
Аномалии памяти заключаются чаще всего в ее ослаблении. Ослабление памяти носит название «гипомне-зия». Гипомнезия может быть временной, возникшей в связи с усталостью, перегруженностью информацией, болевыми синдромами, ситуацией сильного эмоционального потрясения. При устранении этих факторов память возвращается к норме без психотерапе ...
Высшие психологические функции
Высшие психические функции – одно из основных понятий современной психологии. Введено оно было известным отечественным психологом Л. С. Выготским. Высшими психическими функциями называют наиболее сложные психические процессы, которые формируются у человека в процессе его жизни. Эти функции не являются врожденными, в отличие от более про ...