Теоретические факторы психологии суицида. Понятие и сущность
проблемы психологии суицидаСтраница 2
Учет самоубийств, организованный в России с 1803 года создал предпосылки для научного исследования самоубийств с конца XIX века, благодаря усилиям психиатров С.С. Корсакова, В.А. Бехтерева, И.А. Сикорского, правоведов М.Н. Гернета и А.Ф. Кони, педагогов А.Н. Острогорского, Н.К. Крупской и других ученых. Целый ряд работ ученых того времени (Е.Н. Тарновский, Э.В. Эриксон, В.А. Бернацкий, Л.А. Прозоров, Н.А. Беккер) был посвящен выделению закономерностей детерминации этого явления в условиях военной службы.
Результаты исследований проблемы профилактики самоубийств после революции 1917 года публиковались только в 20-е годы, когда еще существовал отдел “моральной статистики”, который приводил некоторые цифры, в том числе и по самоубийствам в Красной Армии. С середины 30-х годов начинается «глухое тридцатилетие”, характеризующееся разгромом генетики и педологии, что не могло не затормозить развитие педагогической превенции суицида. В 60-х годах проблема профилактики самоубийств в качестве отдельного направления выделялась только в работах психиатров и психотерапевтов. В конце 80-х – начале 90-х годов начинаются интенсивные исследования различных аспектов педагогической профилактики отклоняющегося поведения. Однако, по причине существовавших идеологических установок и запретов, в гражданской и военной педагогической науке исследований, посвященных профилактике суицида, не проводилось. В современной военной психологии суицидальное поведение военнослужащих и общие вопросы его профилактики были впервые рассмотрены в Российской Федерации в 1993 году /10/.
Приведем некоторые из них. Подход русского философа Бердяева: «Самоубийство есть, прежде всего, сужение сознания. В момент самоубийства в большинстве случаев человек находится в состоянии психического расстройства. Психика его опрокинута и нарушено психическое равновесие, функция различения реальности поражается, иерархия ценностей извращена и какая-нибудь одна, совсем не главная ценность делается единственной и абсолютной, сознание замутнено, и память парализована и удерживает лишь idee fixe самоубийцы». Ф.М. Достоевский активно отстаивал позицию, что гораздо чаще самонасилие может явиться результатом не сумасшествия, а определенного характера мировоззрения. Логика «приговаривающего» самого себя к смерти строится на двух основных понятиях: на несвободе рождения и на свободе смерти. (11).
Известный психолог У. Джемс называл суицид «болезнью развитого интеллекта».
Большинство научных подходов чаще всего связывает феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем этот кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой. Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще душевная внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности - как недостаточные для ее преодоления, переживая при этом чувствобезнадежности и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход. В кратком психологическом словаре (М. Дьяченко) суицид
Характеристика методик исследования
1) Методика изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева
Тест опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношен ...
Трудности управления конфликтами в
педагогическом коллективе
Любой коллектив, в том числе учительский, является разновидностью социальной группы.
Раньше главную особенность коллектива, отличающую его от диффузной группы (простого скопления людей), видели в том, что он занят общественно необходимой деятельностью, подчиняющей интересы личности интересам общества. Считалось: чем сильнее такое подчи ...
Приложения
Приложение 1
Школа _класс _
Вопросы анкеты
1. Как вы понимаете термин «Информационная культура».
_
_
2. Какую роль в вашей жизни играет информация? Почему?
_
_
3. Какие источники информации Вы знаете?
_
_
4. Какой из источников является для Вас более важным?
_
5. Считаете ли Вы обязательным наличие компьютера в кажд ...