Групповая работа со старшеклассникамиСтраница 1
Занятие 1. Познакомься сам с собой
Упражнение «Письмо себе любимому».
Все сидят в кругу, ведущий просит всех взять ручки и листки бумаги.
Итак, задание:
— Сейчас вы напишете письмо — письмо самому близкому вам человеку. А кто тебе самый близкий человек? (группа выдвигает предположения) — Ты сам. Напиши письмо себе любимому, — а «любимому» потому, что без любви самого близкого человека жить просто нельзя!
• Время на письмо — 15 минут, под тихую музыку.
Дележка всех по кругу: с какими чувствами писали письма?
• Именно «с какими чувствами», а не «про что». Любовь — или другое живое отношение — живет чаще не содержанием, а интонацией, окраской, чувством по поводу .
Однако кто хочет, свое письмо может пересказать или зачитать.
• И этой возможностью пусть не сразу, но многие начинают пользоваться.
• Вы написали самому себе прекрасные письма. Вы получили эти письма, но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно, отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы на свое письмо к себе написать ответ. Пожалуйста, отвечайте конкретно именно на то письмо, которое вы получили. Хочу предупредить, что ответы бывают иногда очень неожиданными.
• 10 мин, также под музыку.
Дележка и обсуждение ответов. Кто кому писал, какая часть твоей личности обращалась к тебе?
Занятие 2. «Я среди других»
Упражнение «Падение на руки».
Это очень важное упражнение, помогающее сближению группы и установлению в ней теплых, доверительных отношений. Запрет и отсутствие физического контакта в той или иной степени нарушают нормальный ход общения, особенно для тех людей, которые в таком контакте нуждаются.
Падение на руки в паре
— У людей бывают очень разные руки. На одни руки приятно смотреть, приятно их прикосновение, руки оказываются мягкими и надежными. Другие руки неловкие, жесткие, и прикосновения их не радуют. А какие руки у вас? И кстати, доверяете ли вы рукам? У нас сейчас будет упражнение «Падение на руки».
• Собственно упражнение заключается в том, что девушка встает спиной к юноше на расстоянии где-то шага от него и падает назад, а он встречает ее на свои руки. Надежнее, если его руки оказываются ладонями вверх и поддерживают девушку в районе ее плеч или лопаток. Впрочем, если в паре хорошее доверие и физические данные молодого человека позволяют, он может ловить ее и руками ладонями вниз, под мышки.
Ведущему стоит показать это на примере какой-либо одной пары или нескольких пар.
Иногда имеет смысл подобрать пары таким образом, чтобы в одной было все легко и без затруднений (как пример того, как надо), а в другой были проблемы. Или девушка боится падать, или юноша не очень ловок. Тогда с этими проблемами стоит поработать и показать, как они решаются.
Итак, все встают, ребята и девушки перестраиваются в мужскую и женскую линию отдельно, садятся мальчики и девочки отдельно. Теперь по очереди от юношей и девушек встает очередная пара и показывает, как девушка с доверием падает, а юноша надежно и нежно ловит. Так проходят своеобразный экзамен и каждый юноша, и каждая девушка.
• Впечатления от рук юноши и доверия девушки идут и от пары, и от группы.
Падения на руки в карусельках.
После того как появилась уверенность, что в каждой паре все нормально, стоит устроить смену пар по типу карусельки. Ребята пусть образуют внешний круг, а девушки — внутренний, ведущий в центре. Девушки стоят лицом к ведущему и по его сигналу, одновременно, все падают назад, на руки ребятам.
• Получается очень красиво, как будто раскрывается бутон цветка. В каждой паре происходит 3—4 падения, после этого, перед сменой партнера, короткое общение в паре: «Как все получилось? Как чувствовала себя девушка, что она может сказать о партнере? А что он может сказать о девушке?» Попрощались, новая встреча, в новой паре юноше и девушке стоит дать возможность обменяться парой фраз.
Если группа сплоченная, контактная и расположена к веселым экспериментам, можно их ей предложить. Например: падения девушек на руки ребятам не спиной, а лицом. Немного другие ощущения . Или падения девушек на руки ребятам спиной, а они ловят их, держа ладони почти у самого пола. Очень острые ощущения .
Вывод
Группа - относительно устойчивая социальная совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами поведения. В психологии и педагогике традиционно выделяют следующие признаки групп:
· способность членов группы включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивид ...
Общая характеристика темперамента. Типологии темперамента
Темперамент – характерная для данного чел совокуп-ть психич особ-тей, связанных с эмоц возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Теплов). При анализе структуры Т выделяют 3 основных компонента: общая активность, особ-ть моторной сферы, св-ва эмоциональности. Общая психич активность индив ...
Профессионально важные качества
личности как основа профессиональной пригодности
Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств (индивидуально-психологических особенностей) отдельные функции профессионально важных качеств могут выполнят ...