Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении. Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения
Страница 2

Психология » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении. Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

По данным исследования рассчитывались 2 социометрических индекса: индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Они рассчитываются по формулам:

Индекс социометрического статуса, отражающий меру влияния на жизнь группы, рассчитан по формуле:

, где - социометрический статус i-того члена, - полученные i-тым членом выборы, - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-того члена, N- число членов группы. Расчет этого индекса для каждого члена группы приводится в Таблице 1.

Индекс групповой сплоченности рассчитывается по формуле, отражающий разделенность совместной деятельности и эмоциональные привязанности членов группы, рассчитывается по формуле:

, где - взаимность в группе по результатам положительных выборов, - положительная взаимная связь в группе, N – число членов группы, К – максимальное число положительных выборов, которое может сделать каждый член группы. Появление в знаменателе (N – 1) означает, что возможное число положительных выборов, могущих стать взаимными рассчитывается для «парного», четного числа членов. Очевидно, что нечетное число членов группы при нечетном допуске количества выборов заставляет уменьшать при расчетах общее число членов на 1. 3 из возможных 45 положительных выборов никогда не станут в данном случае взаимными. В числителе располагается число наличных взаимных положительных выборов в количестве 6. (Таблица 2.1 Социометрическая матрица). Таким образом, индекс групповой сплоченности будет равен:

Таблица 2. 1. Социометрическая матрица

Кого выбирают?

Кто

выбирает?

Шефатова

Лунева

Красноперова

Кондратьева

Пастухова

Мельникова

Иванова

Кобцева

Голтвина

Данилов

Попов

Альмухамедов

Петров

Стручалин

Тепикин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Шефатова

+

+

-

+

-

-

Лунева

+

-

+

-

+

-

Красноперова

-

+

+

-

+

-

Кондратьева

+

+

+

-

-

-

Пастухова

+

+

+

-

-

-

Мельникова

+

+

-

+

-

-

Иванова

+

-

-

+

+

-

Кобцева

+

+

+

-

-

-

Голтвина

+

-

+

-

+

-

Данилов

+

-

-

-

+

+

Попов

-

-

-

+

+

+

Альмухамедов

+

-

-

-

+

+

Петров

-

-

-

+

+

+

Стручалин

-

-

-

+

+

+

Тепикин

-

-

-

+

+

+

Полученные положительные выборы

1

8

2

1

3

1

3

2

1

3

11

3

2

3

1

Полученные отрицательные выборы

-3

0

-3

-2

-2

-3

-3

-6

-4

-5

0

-3

-4

-2

-4

Сумма полученных положительных и отрицательных выборов

-2

8

-1

-1

1

-2

0

-4

-3

-2

11

0

-2

1

-3

Индексы социометрического статуса

-0,15

+0,57

-0,07

-0,07

+0,07

-0,15

0

- 0, 28

-0,21

-0,15

+0,78

0

-0,15

+0,07

-0,21

Страницы: 1 2 3


Основные методологические принципы научной психологии
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деят-ти, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. Дл ...

Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии
Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам 3. Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его работе 1921 г. «Массовая психология и анализ человеческого Я» (в английском варианте ее название выглядит несколько по-иному и буквально переводится как «Гр ...

Возрастные периоды развития: подростковый и юношеский возраст
(11-15 лет) Подростк. возраст - особ фаза психич развития - фаза перехода от детства к взрослости. В подрост возрасте растущ чел выходит на кач-но новую соци позицию, здесь реально формир его сознате отнош к себе, как к члену общества. Так, ведущ д-ю этого периода явл общественно-полезная д-ть, а осн новообраз - появ чув-ва взрослости. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru