Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении. Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения
Страница 1

Психология » Изучение межличностных отношений в детском объединении » Исследование взаимоотношений детей в школьном объединении. Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива школьного объединения

Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, используется социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. Очевидно, что от педагога могут быть скрыты какие-либо стороны взаимоотношений детей, в силу официальности школьной обстановки или личностных особенностей самого педагога. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Тогда на помощь приходит социометрическая техника.

Социометрическая процедура заключается в следующем. [Практическая психодиагностика/сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998, с.476-485]. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов группы. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы и критерии социометрии выбраны, они заносятся в специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий, или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия. Каждый член группы отвечает на поставленные вопросы, предполагающие положительный или отрицательный выбор среди членов группы. Выбирать членов других групп нельзя. В результате социметрической процедуры и несложных статистических расчетов, можно выявить в группе «лидеров», «предпочитаемых», «отвергаемых» и т.д. То есть реальный статус детей и предположить, какое отношение со стороны других членов группы вызывает ребенок с подобным статусом. Можно произвести расчет индексов групповой сплоченности, эмоциональной экспансивности группы. «Социометрический коэффициент групповой сплоченности — это, как правило, частное от деления числа взаимных положительных выборов на теоретически возможное их количество. При использовании шкал испытуемые оценивают взаимную симпатию по континууму с полюсами от «очень нравится» до «очень не нравится». Итоговые индексы вычисляют как среднее арифметическое взаимооценок членов группы». [А.И. Донцов Психология коллектива: Методологические проблемы исследо­вания. М., 1984, С. 39].

Данные, полученные в исследовании можно представлять разнообразными способами. Чаще всего используются социометрические матрицы, в которых отражаются все, сделанные членами группы положительные и отрицательные выборы, а также подсчитываются индивидуальные отданные и полученные выборы.

Возможно представление результатов в графической форме, например, в «мишени», отражающей в каждом секторе статусные позиции каждого члена группы. При этом в центре будут располагаться лидеры, в отдаленных секторах – дети с более низким статусом, в крайнем секторе – отвергаемые дети, за пределами «мишени» – изолированные. Выводы при использовании социометрической техники делаются на основании анализа индексов и графических представлений.

В нашем исследовании принимали участие дети школьного объединения «Смена» МОУ СОШ № 113. Все обучающиеся учатся в 10-11 классах школы. В школьном объединении дети имеют возможность заниматься, прежде всего, организаторской деятельностью. В функции объединения входит организация общешкольных мероприятий (праздников, конкурсов, акций и т.д.). Количество детей, работающих в объединении – 15, из них 9 девочек и 6 мальчиков.

Мы использовали параметрический метод, который ограничивает количество выборов, делаемых каждым ребенком. Для нашей группы, состоящей из 15 человек, каждому члену группы предложено сделать по 3 позитивных и 3 негативных выбора. Нами избран критерий совместной продуктивной деятельности. Социометрическая карточка выглядит следующим образом:

В нашем школьном объединении «смена» все ребята достойные. Однако в коллективе есть те, кто тебе более или менее симпатичен. Отметь, пожалуйста, три фамилии членов объединения «Смена» при ответе на первый вопрос, и три фамилии членов объединения «Смена» при ответе на второй вопрос. Конфиденциальность гарантируется. Заранее спасибо.

1. С кем бы из объединения «Смена» ты хотел бы организовывать школьный праздник? (назови 3 фамилии)

 
 
 

2. С кем бы из объединения «Смена» ты НЕ хотел бы организовывать школьный праздник? (назови 3 фамилии)

_

_

_

Страницы: 1 2 3


Психофизиологическая (структурная) совместимость партнёров
Наличие у человека полноценных психологических контактов - важное условие стабилизации и развития личности. Психологическая дисгармония часто выражается в виде отчуждения брачных партнёров, напряжённой атмосферы столкновений и конфликтов личного порядка, когда критике и непринятию подвергаются особенности темперамента и характера партнё ...

Нарушения мозгового кровообращения (ОНМК)
Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) является одной из основных причин смерти и инвалидизации взрослого населения. За последние годы отмечается рост сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе инсультов. В 1989 г. число впервые зарегистрированных лиц с цереброваскулярной патологией составило 253,5 на 100 тыс. населения, в 1 ...

Критерии и показатели формирования творческих элементов у младших школьников
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность в процессе обучения математике, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые – исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: - смелость мысли, склонность к риску; - фантазия; - проблемное видение; - умение мы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru