Кризисные ситуации в семье, их феноменологияСтраница 5
Как пишут Н.И.Олифирович с соавторами, жертвой инцеста является ребенок или взрослый, по отношению к которому совершено:
□ физическое насилие с сексуальным подтекстом или непосредственно половой акт;
□ психологическое насилие, включающее моральное давление с сексуальным подтекстом; разговоры на сексуальные темы;
□ демонстрация сексуальных действий в присутствии объекта инцеста [37, с.115].
n Смерть члена семьи. Смерть члена семьи - одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Влияние этого события на семейную систему определяется значимостью для нее умершего, его функциональной нагруженностью, статусом, степенью эмоциональной близости с родственниками. Потеря члена семьи (особенно взрослого) может привести к появлению «функциональной пустоты» в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций. При анализе данного ненормативного кризиса рассматривают:
♦ Смерть ребенка. Как указывает Н.Г.Осухова, реакция членов семьи на смерть ребенка зависит от его возраста, статуса и количества детей в семье [41, с.204]. Исключительно тяжело она может переживаться, если речь идет о единственном или «особом» ребенке. Спектр чувств, вызываемых смертью ребенка, достаточно широк: родители испытывают отчаяние, тоску, смятение, злость к тем, кто остался жив или как-то виновен в смерти ребенка и др. Чувство вины, тайные страхи и заблуждения, иррациональные мысли, возникающие во время переживания такой потери, могут оказывать пролонгированное влияние на жизнь членов семьи. Проблема часто осложняется тем, что родители, погруженные в собственные переживания, не могут поддержать других детей, способствуя таким образом возникновению у них ощущения отвержения, одиночества, наказанности и нелюбви.
♦ Смерть родителя. Смерть родителя приводит к возникновению неполной семьи и образованию «функциональных пустот», что влечет за собой необходимость реорганизации структуры семьи (прежде всего ролевой).
Н.И.Олифирович описывает несколько типов реакций супруги (супруга) на смерть партнера:
1. Адекватная реакция, включающая нормативное переживание этапов горевания, поиск внутренних семейных ресурсов для преодоления горя при сохранении иерархических параметров семьи и избегании ролевых инверсий.
2. Полная концентрация на детях, поиск утешения в детско-родительских отношениях. Данная реакция может осложняться стремлением родителя найти воплощение умершего партнера в одном из детей, что впоследствии затрудняет сепарацию данного ребенка от семьи.
3. Уход родителя в собственные переживания и отстранение от семьи, от выполнения родительских функций, что приводит к появлению у детей чувства одиночества, отверженности и вины за произошедшее.
4. Быстрое включение родителя в эмоционально близкие отношения с новым партнером с целью компенсации травмы в связи со смертью супруга (супруги). В этом случае велика вероятность непонимания со стороны детей, возникновение у последних злости, агрессии, ощущения предательства умершего родителя [37, с.132].
Переживание потери ребенком родителя имеет свои особенности. Чем младше ребенок и чем менее адекватно его возрасту объяснение «ухода» родителя, тем больше риск возникновения в будущем различных личностных расстройств, проблем в построении межличностных отношений, особенно в случае внезапной трагической смерти.
♦ Суицид члена семьи. Под суицидом (самоубийством) понимают осознанное лишение человеком себя жизни [52, с.312]. В классификации основных суицидальных мотивов на первом месте стоят так называемые лично-семейные мотивы, связанные с семейными конфликтами, разводом (в том числе и родительским), болезнью, смертью близких, одиночеством, неразделенной любовью, оскорблениями со стороны окружающих. Суицид - тяжелое испытание для всей семьи. Суицид переживается с большей остротой из-за чувств стыда, вины, агрессии в адрес умершего. На индивидуальном уровне функционирования семейной системы актуализируются разнообразные защитные механизмы (отрицание, вытеснение, интеллектуализация, смещение и др.).
Мышление как решение задач. Операции и формы мышления
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление - это опосредованное — основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований — и обобщенное познание объективной реальности.
Мышление часто развертывается как процесс решения задачи, в которой ...
Уровень субъективного контроля Дж. Роттера
1 +1, 2 +2, 3 -3, 4 +2, 5 +1, 6 -2, 7 +1, 8 -1, 9 +2, 10 -2, 1 +3, 12 -1,
13 +3, 14 +3, 15 -2, 16 +2, 17 +2, 18 +2, 19 +3, 20 -1, 21 +1, 22 -1, 23 -2, 24 -1, 25 +2, 26 +1, 27 +2, 28 -1, 29 +1, 30 -2, 31 +1, 32 +3, 33 -2, 34 +2, 35 -2, 36 +1, 37 +1, 38 -3, 39 +3, 40 +3, 41 +2, 42 +1, 43 -3, 44 -2.
Результаты:
1) Шкала Ио:
+: +2+2+3- ...
Приложения
Приложение 1
Инструкция. «Предлагаемый вашему вниманию опросник состоит из двойных высказываний: а и б. Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете».
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спо ...