Кризисные ситуации в семье, их феноменологияСтраница 2
Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй группы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Факторы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области семейной психологии и психотерапии. Именно вторая и третья группа называет факторы, вызывающие ненормативные семейные кризисы. На них мы и остановимся подробнее.
О.А.Карабанова считает, что в каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты [23, с.58]:
1. Кризисное событие.
2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.
3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.
4. Изменения в семейной системе.
5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.
Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, свою феноменологию. Наиболее яркие ненормативные кризисные ситуации в семье – это:
j Измена. Супружеская неверность, измена, адюльтер (фр. adultere; синоним - прелюбодеяние) рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами [5, с.112]. Измена может носить как эпизодический, так и систематический характер.
Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере определяется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с нормативными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжительной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмоциональной привязанностью.
Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между супругами. По мнению С.В.Ковалева, далеко не всегда измена является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения психологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении [24, с.69]. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благополучными и устойчивыми супружескими отношениями.
К.Имелинский отмечает, что тенденция к измене детерминируется не только супружескими дисгармониями, но и обычным стремлением человека к поиску новых впечатлений [60, с.141]. Она наблюдается в различных областях человеческой деятельности. В частности, в сексуальной сфере это проявляется поиском новых партнеров. По мнению автора, имеют значения и такие свойства личности, как способность завязывать контакты, смелость и способность к самоотдаче. Другие личностные качества, например нерешительность, пассивность, страх, напротив, являются факторами, способствующими верности.
Как указывают Н.И.Олифирович с соавторами, супружеская измена может выполнять ряд функций, представляя собой:
□ способ завершения супружеских отношений и констатации факта несостоятельности брака;
□ способ привлечения внимания брачного партнера и передачи ему метапослания о неудовлетворении определенных потребностей;
□ способ сохранить супружеские отношения путем реализации потребностей, дефицит удовлетворения которых в браке ощущается довольно остро;
□ проигрывание семейных сценариев;
□ способ компенсировать чувство неполноценности, повысить самооценку [37, с.95].
К числу факторов, сопутствующих супружеской неверности, относятся:
□ неадекватная мотивация брака;
□ обыденность брака;
□ химические зависимости одного из партнеров;
□ большая разница в возрасте между супругами;
□ низкий материальный достаток семьи;
□ отсутствие совместного досуга супругов;
Основные направления социально-психологической работы с персоналом в
организации
Деятельность специалистов, которые реализуют психологическое обеспечение в системе управления человеческими ресурсами, осуществляется как: * психолого-просветительская деятельность;* диагностика; * психологическая экспертиза; * психологическое воздействие, в частности, чтобы создать предпосылки к оптимальному функционированию персонала, ...
Анализ результатов
Данные исследования агрессивного поведения младших школьников заносились в таблицу 1.
ИФ
Несуществующее животное
Наблюдение
Уровень агрессивности
Егор К.
+
+
Высокий
Никита Д.
±
±
Средний
Владислав Г.
±
±
Средний
Николай К.
+
+
Высокий
Богдан Ш.
±
±
С ...
Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания
В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) – это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз-ом смысле) – это собст-но псих-ие мет-ды воздей-ия, больш-во кот-ых основ-тся на классич-ом и опера ...