Характеристика курса психологии как учебной дисциплиныСтраница 3
Дидактика – это научная дисциплина, которая изучает теорию образования и обучения. Обучение представляет собой совместную деятельность учащегося и учителя (преподавателя-студента), направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями, навыками, заданными учебными планами и программами. Обучение всегда является процессом взаимодействия ученика и учителя (студента и преподавателя).
Понятие образование несколько шире по своему значению, чем понятие обучение. Образование- процесс и результат усвоения человеком культурно-социального опыта, системы знаний и умений, необходимых для жизни в обществе. Образование может проходить как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия учителя (преподавателя) в прямом смысле этого слова.
Дидактика разрабатывает общие принципы преподавания учебных предметов в школе (ВУЗе). Методика обучения (частная дидактика) разрабатывает принципы преподавания конкретного предмета.
Принципы преподавания психологии в школе.
Принципами преподавания психологии в школе и является общедидактические принципы с учетом специфики предмета «Психология». Такими принципами являются:
Принцип научности обучения. «Принципом научного изложения является не простое сообщение знаний. Оно должно показать непосредственную зависимость знаний от науки, должно показать её динамику, исследование в действии» (Л.С. Выготский).
Принцип внутрипредметных связей. Раскрывая и обобщая уже знакомые учащимся по предыдущим годам обучения вопросы на новом, более сложном материале, приводить их в определенную систему знаний.
Принцип межпредметной координации. Этот принцип реализуется в установлении контактов учителя психологии с учителями других школьных дисциплин: литературы, биологии, физиологии, истории и др.- для координации научных знаний по той или иной психологической проблеме, затрагиваемой другими дисциплинами (например, при изучении ВНД, психических процессов, специальных способностей, чувств и межличностных отношений).
Связь теории с практикой. Этот принцип реализуется через применение знаний в решении задач, в практических работах, через приобретение личного опыта в самостоятельном поиске и нахождении истины.
Принцип наглядности. (Переоценка роли наглядности в обучении может задержать развитие абстрактного мышления).
Принцип развития и саморазвития личности ученика (студента) на основе его индивидуальных особенностей как субъекта познания, предметной деятельности и общения.
Принцип самостоятельности и активности. Это проявляется в самостоятельности учащихся в добывании знаний, когда ученик сам делает выводы и обобщения, овладевает новыми способами учебной деятельности. О понимании учебного материала можно говорить лишь тогда, когда учащиеся могут свободно и сознательно пользоваться знаниями.
Принцип доступности. Доступность обучения предполагает соответствие содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки учащихся. Доступность обучения не означает его легкости.
Принцип активного субъект-субъектного взаимодействия ребенка и взрослого (сотрудничество). Поощрение любознательности. Важно на уроке (лекции) поощрять учащихся задавать вопросы.
Причины и последствия Интернет-зависимости
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов считает, что существует ...
Основные этапы развития психологической науки
1 этап– Психология как наука о душе – такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2 этап– Психология как наука о сознании – возникла в 17в в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основны ...
Теоретические факторы психологии суицида. Понятие и сущность
проблемы психологии суицида
На протяжении человеческой истории проблему самоубийства решали в начале с технологических, позже с философских и нравственных позиций.
С середины прошлого столетия к выяснению привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения и социологии.
Проблема самоубийств - одна из самых беспокойных и мучительных ...