Характеристика курса психологии как учебной дисциплины
Страница 1

Основы психологии » Характеристика курса психологии как учебной дисциплины

Психологию как отдельную учебную дисциплину впервые стали преподавать в конце XIX века в США. Исторически этот момент совпал с разделением психологии на ряд областей под влиянием теории эволюции Дарвина. Выделились: сравнительная психология, зоопсихология, клиническая психология и детская психология. Две отрасли были прикладными - клиническая и детская. Педагоги первыми среди психологов осознали то важное значение, которое имеет для практики психология. Поэтому, детская психология стала преподаваться первой в педвузах.

Начиная с XX века психология становится обязательной учебной дисциплиной в вузах педагогического профиля.

Как учебная дисциплина психология в настоящее время стала одной из наиболее важных и популярных при подготовке специалистов разного профиля.

Психологию преподают тем специалистам, которые по роду деятельности сталкиваются с человеческим фактором.

В центре гуманитарного познания находится личность и S-S отношения. А в центре естественно-научного познания находится вещь и S-O отношения. Познание вещи и познание личности различны. Вещь можно познать точно. Личность нельзя познать до конца. Описание личности требует не точности, а глубины проникновения. А это достигается в диалоге.

В процессе обучения психологии происходит усвоение психологических знаний и одновременно поворот этих знаний на самого себя. В этом особенность психологии как учебной дисциплины. Цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Особенность психологического сознания в единстве знания и деятельности. Поэтому только теоретическое познание вне освоения способов конструирования ситуации поведения и действия не дают профессиональных психологических знаний. Поэтому обучение психологии связано с познанием и личностным преобразованием.

Психологическое знание можно представить в виде обобщенной структуры в которую входит:

· система понятий;

· функции психологических явлений;

· механизмы психологических явлений;

· виды психологических явлений;

· закономерности психологических явлений;

· индивидуальные, возрастные, половые особенности;

· закономерности развития и формирования;

· нарушения;

· психологические теории;

· методы изучения.

Понимание структуры психологического знания помогает уяснить ценность, целостность психологической реальности с многообразными типами отношений.

Предметом курса явл методы, формы и средства обучения пс-гии их специфика и особенность. Цель курса повышение качества обучения пс-гии Задачи МП -- рассмотреть псих. условия эффективности учебной деятельности студента, раскрыть псих механизмы усвоения ЗУН, выполнять ту профессиональную деятельность, к которой он готовится. Цели преподавания психологии:--развитие мировоззрения людей(понимание собственной жизни и своей самоценности ),--принятие общественных ценностей, --понимание др людей и окр мира и умение выстраивать с ними гуманные отношения, -- повышение уровня психологич культуры. Таким образом, общей целью изучения психологии является формирование у учащихся (студентов) умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности Где ведется преподавание пс-гии : в ВУЗах, шк, колледжи, в люб организации (тренинги лекции, раб с родит и воспит, семинары), в женск консульт, детск комнаты милиц, в молодежных коллективах.Методы: методы активного обучения -приемы и методы активизирующие мыслит-ю деятельность уч-гося : это 1. Программированного обучения (основа-теория Скинера –стимул,реакция, подкрепление):учебная инф-ция разбитая на фрагменты вводилась в сознание с немедленным подкреплением (вопросы).—«машинные методы»Забывание практически исключено. Контроль прост и информативен Недостаток-мышление не развивается , принцип угадывания. 2. Метод проблемного обучения не дает готового знания , а ставит уч-гося в ситуацию задачи(условия даны а ответ -нет) , решение которой требует работы мышления, без предъявления готового ответа. Используются противоречия реальной жизни, высказывания разных авторов. 3. Методы интерактивного обучения основаны на взаимодействии уч-ся и уч-ля , которые обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируя и активизирую др друга. У уч-ля важно присутствие личностного отношения к проблеме, однако он должен иметь аргументированную научную т з.,ее он высказывает в порядке извлечения выводов.Преподаватель на равных. Создается обстановка продуктивной творческой деятельности. К интерактив методам относят :Эвристическая беседа—на основе сократических вопросов, Метод дискуссии—свободное обсуждение теор вопросов, Метод мозговой атаки—интенсивные высказывания на сложную проблему приходящих в голову идей,догадок, предположений.Ни чего не критикуется В пс-гии применяется редко , чаще в соц-гии, управлении Метод круглого стола обсуждение проблемы с противоположными мнениями с целью найти точки соприкасновения.Метод деловой игры здесь сильна зависимость уч-ков др от др.

Страницы: 1 2 3 4


Использование КОТ для решения практических задач обучения
Практика применения теста показывает, что тест обладает адекватной сложностью для школьников от 10 лет и выше и может использоваться для оценки интеллекта школьников, начиная с 5 класса. Показаны достоверные различия по результатам теста между школьниками одного и того же возраста, обучающимися в различных типах учебных заведений: межд ...

Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности
Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего, данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в Y, т.е. школа К. Левина. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп. Групповая динамик ...

Периоды родов
Нормальная беременность продолжается 38-42 недели. По конкретный день появления на свет знает лишь ребенок. Ведь для благополучных родов необходимо, чтобы малыш достиг физиологической зрелости. Поэтому важно дождаться естественного начала родов, сигнала от ребенка, что он готов появиться на свет. В течение родов выделяют три периода: ра ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru