Психологическая коррекция невротических состаяний: принципы и подходы в
отечественной и зарубежной школахСтраница 1
Невроз – группа заболеваний с нерезко выраженными нарушениями психической д-ти, возникновение, течение и компенсация которых определяются психогенными факторами. Невроз развивается в результате длительного воздействия психотравмирующих факторов, эмоционального или умственного перенапряжения. Классификация неврозов: 1) неврастения; 2) невроз страха; 3) невроз навязчивых состояний (иногда н. страха включают в н. навязч. состояний); 4)истерический невроз. Мясищев
. Основная категория – отношения. Личность (по Мясищеву) - система отношений человека с окружающей средой, которая имеет целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью. Если личность в неблагоприятной системе взаимодействий, то система отношений личности неадекватна (искажена), Л-ть не сможет разрешать конфликты - накопление напряженности - дезорганизация поведения личности. Проблема: каким образом перевести систему неадекватных отношений на нормальный уровень? 3 компонента в структуре невроза: биологический, психологический, социальный. Чем больше доля психологического фактора в возникновении невроза, тем больше используются чисто психологические методы коррекционной работы. Таким образом, невроз, – это функциональное психогенное нервно-психологическое заболевание, вытекающее из тяжелых переживаний личности, связанных с ее жизнью. Он формируется на основе конфликта между потребностями и возможностями. 3 типа конфликтов: неврастенический, истерический, обессивно-стенический, смешанный. Коррекция. Работа с коррекционными группами: каждый участник группы включался в работу с компоненты отношений, которые выделил Мясищев: 1) познавательный 2) эмоциональный; 3) поведенческий. Захаров
: невроз – возникает в результате несоответствия развития личности ребенка факторам среды. Источники: 1) психическое развитие детей (неблагоприятные условия жизни перед беременностью, во время, слабость родовой деятельности); 2) отношения в семье (дефекты воспитания, дисгармоничные отношения, школьные конфликты, алкоголизм родителей); 3) наследственность; 4) порядок рождения. Психокоррекция: У дошкольников при острых психических травмах: охранительное торможение, отвлечение, успокоение, прямое внушение, прямое игровое воспроизведение психотравмирующей ситуации, предъявление раздражителей от приятных до самого сильного страха. Семейная и групповая терапия. Спиваковская
. Разделяет два понятия: психотерапия и психокоррекция. Психотерапия применяется к лицам уже заболевшим неврозом – это метод лечения. Психокоррекция – это метод профилактики при невротическом реагировании и дезадаптивном поведении. Считает, что на возникновение и развитие невроза оказывают влияние биологические, психологические и социальные факторы. Придерживается точки зрения, что невроз – это психогенное заболевание, в возникновении, течении и лечении которого ведущая роль принадлежит психологическим факторам. Игро- и арттерапия. Психоанализ:Фрейд
: невроз – это недостаточная выработка мер защиты. И рассматривает его как необходимый и неизбежный момент развития. Невроз является результатом конфликта между инстинктивными влечениями и социальными требованиями (тем, как они представлены в Супер-эго). Формула невроза: причина невроза = предрасположение в силу фиксации либидо + случаи или травматическое переживание. Терапия: устранение сопротивления. 1 фаза: либидо оттесняется от симптомов в перенесении и там концентрируется. 2 фаза: борьба вокруг нового либидо; устранение вытеснения, чтобы Я не ускользнуло в бессознательное. Эрик Берн
: 3 состояния личности: "взрослый", "ребенок", "родитель". Невроз – фиксация на неправильном Я-состоянии. Лечение – дать возможность оказаться в правильном Я – состоянии. Поведенческая терапия: невроз – зафиксированный навык неприспособленного поведения. Невроз – это плохая привычка. Лечение – изменение поведения (не ищет истоков, а останавливается на поведенческом уровне). Изменение необходимо закрепить. Индивидуальная психология: Адлер
Оценка авторитарной личности
Сама по себе авторитарная личность - ни плоха, ни хороша. Чтобы оценить «хорошесть» авторитарной личности - нужно знать те цели, которые авторитарный человек ставит перед собой. Если реальные цели (а не только заявляемые на словах) самые благородные, красивые и светлые: научить жить свободно и вне шаблонов, научить творчеству и активной ...
Основные направления современной психотерапии
Классический психоанализ направлен на то, чтобы дать Эго достичь победы над Ид, усилить Эго, сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа — сделать бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои психологические проблемы и изменить поведение.
С точки зрения классического психоанализа, определяющим в пони ...
Восприятие внешнего мира
Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ...