Гуманистический подход к организации обучения и воспитанияСтраница 1
Теор осн: 1. лич-сть надо рассм-ть в единстве всех её сост-щих частей. В чел-ке нельзя разделить телесное и псих-ое, созн-ое и бессоз-ое, чувства и мысли (единство знаний и переживаний); 2. самый важный источник инф-ции о чел-ке – его S-ый опыт (т.е. непоср-но данные ему пережи-ия, ощу-ия, чувства); 3. чел-к по своей сути добрый (гуманный) от рожд-ия, если на него не влияют "-"ые внеш-ие фак-ры; 4. осн-ой мотив пов-ия – стрем-ие к см/актуал-ции, к гармонии с самим собой и окруж-им миром, стрем-ие реализ-ать свои возм-сти и спос-ти в твор-ве (т.е. чел-к дол-н реал-ать то, что в нём заложено. Если это не происх-т, то возн-ет конф-т м/д потреб-ью в см/акт-ции и реальным полож-м че-ка, что приводитк развитию неврозов). Орга-ция обу-ия, потреб-ти не делают разницы м/д обу-ем и восп-ем, т.к. IQ-ая и аф-ая сферы – это единое целое. Этот под-д крит0ет традиц-ое обу-ие за то, что оно направ-но только на разв-ие IQ- ой сферы че-ка, а эмоциям внимание не удил-ся. Маслоу: "Че-к нужно помочь раз-ся и см/акту-ся" Принципы, на кот-ых должно основ-ся обу-ие (по Роджерсу): 1. см/обу-ие (ученик должен сам напр-ять процесс обу-ия. Настоящее обу-ие – когда задей-ны все аспекты опыта че-ка (и IQ-ые и аффек-ые). Только сам уч-ик знает, что ему интер-но, важно, необх-мо); 2. конгруэнтность педагога (это един-во переж0ия, осоз-ия и выраж-ие этого переж-ия в пове-ии. Когда м/д этими ком-тами нет расх-ния, то разв-ся целостная лич-сть. Роджерс: "Только мал-ий реб-к полностью конгр-ое сущее-во". Педагог д.б. конгруэнтным, т.е. быть самим собой, искр-им. Помимо своей конг-сти педагог должен разв-ать конг-сть учеников (это может происх-ить только на основе принятия и понимания). 4 параметра обучения (кот-ые отлич-ют его от традиц-го): 1. нетрадиц-ое структкр-ние уч-го времени (время распред-ся учениками в завис-ти от интер-ов и потреб-ей); 2. нестанд-ая организ-ция уч-го времени; 3. нест-ая орг-ция уч-ой программы (нет обяз-ой программы); 4. нест-ая орг-ция деят-сти учителя (педагог – наблюю-тель). Оц-ка: "+" рассм-ся целостная лич-сть че-ка (в единстве её эмоц-ых и IQ-ых составляющих); вера в позитивную природу че-ка и его возмож-сть в см/соверш-ние; "-" связь м/д Инте-ми учащ-ся и организацией его обу-ия рассм-ют преломлено (не учит-ся инд-ые особ-сти, Ур-ни разв-ия сфер и т.д.); недоучёт раз-ия сферы IQ-та и недооц-ние внеш-их фак-ров. Воспитание в гуманистической психологии Г. Олпорт Одним из главных постулатов теории Олпорта является положение о том, что л-ть представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что чел – прежде всего соц, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Утверждая, что "л-ть – это открытая система", он как бы подчеркивал значение окружающего для ее развития, открытость чела для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт утверждал, что это общение л-ти с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, а к взаимообщению, взаимодействию. А. Маслоу
Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных чел не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для л-ти. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает чела л-тью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и чела и общества. К. Роджерс Говоря о структуре "Я", Роджерс пришел к выводу о том, что. внутренняя сущность чела, его Самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной л-ти, ее "Я". У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой самоощущение. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением чела, помогая понять и отобрать из окружающего мира то, что присуще именно данному индивиду – интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления, способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно на основе самооценки; оно выражает истинную суть л-ти, ее способности и умения, а потому приносит наибольший успех челу. Результаты своей деятельности дают ему удовлетворение и повышают его статус в глазах др. Такому челу не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем др и его реальная Самость соответствуют друг другу, приводя к полной конгруэнтности, т.е. тождественности поля субъекта и реальной действительности. Однако родители не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем детстве ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки, от своей Самости. Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и сделал своей самооценкой. Некот дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых также может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослого, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Однако чаще всего дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь с их мнением о себе. Это происходит потому, что р-к нуждается в ласке и принятии со стор взрослого. Такое стремление заслужить любовь и привязанность окружающих он называет условием ценности, которое в крайнем своем проявлении звучит как желание быть любимым и уважаемым каждым, с кем чел входит в соприкосновение.Однако проблема не только в том, что стараясь заслужить любовь др, чел отказывается от себя, от своей самоактуализации, но и в том, что при осуществлении деятельности, навязанной другими и не соответствующей истинным, хотя и не осознаваемым в данный момент желаниям и способностям, чел не м.б. полностью успешен, как бы он ни старался и как бы он ни убеждал себя, что эта деятельность и есть его настоящее призвание. Необходимость постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоятельности или недостаточной успешности, которые приходят к ребенку из внешнего мира, связана с боязнью изменить свою самооценку, к которой он привык и кот он уже считает действительно своей. Это приводит к тому, что ребенок вытесняет свои стремления, страхи и мнения окруж в бессознательное, отчуждая свой опыт от сознания. При этом строится весьма ограниченная и ригидная схема окружающего мира и себя, которая очень мало соответствует реальности.
Приложения
Приложение 1
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить ...
Каковы основные представления о сознании с точки зрения гештальтпсихологии?
В противовес бихевиоризму развивается еще одно направление в психологии - гештальпсихология (целостная форма, структура).
Гештальтисты утверждают, что сознание- это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)», а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Они заявляли первичность ...
Суицид как социальная проблема. Основные социологические понятия и подходы к проблеме
суицида
Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат. Sui — себя, caedere — убивать) — намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом "самоубийство" обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э. Дюркгейм. По его трактовке самоубийством на ...