Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом

Психология » Психология как научная дисциплина » Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом

Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания. П.п. исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной д-ти и общественно значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися. А также внутри учебного коллектива; психологические основы самой педагогической д-ти (психология учителя). Сущностью индивидуального психического развития человека является усвоение им общественно исторического опыта, зафиксированного в предметах материальное и духовной культуры; усвоение это осуществляется посредством активной д-ти человека, средства и способы которой актуализируются в общении с другими людьми. П.п. можно разделить на психологию обучения (исследующую закономерности усвоения знаний, умений и навыков) и психологию воспитания (изучающую закономерности активного, целенаправленного формирования л-ти). Основные положения теории РубинштейнаС. Л. Рубинштейн проводит различение процессов: накопления опыта, овладения знаниями, умениями и навыками; приобретения способностей. Процесс накопления знаний и умений называется учением, а процесс приобретения способностей – развитием. Учение как специальная деятельность играет ведущую роль в освоении знаний и умений. Выделял 3 основных вида деятельности человека: трудовая деятельность: осуществляется для получения продукта, игровая деятельность: осуществляется для воспроизведения себя самой, учебная деятельность: осуществляется для овладения трудовой и игровой деятельностями. Компонентом любой деятельности субъекта является психика: мотивационные процессы, эмоциональные процессы, познавательные процессы и их результаты: желания, побуждения, переживания, образы и знания. Психические мотивационные и эмоциональные процессы выполняют в деятельности побуждающую и направляющую функцию. Психические познавательные процессы являются подготовительными, планирующими, афферентирующими, ориентирующими и регулирующими. Познавательные процессы имеют результатом знания об объекте деятельности и план, программу воздействий и преобразований объекта. Акты деятельности подразделяются на: деятельность (в узком смысле), действия, операции. Деятельности имеют более общие мотивы и цели, действия – частные мотивы и цели, операции – акты, на которые распадается действие. В связи с анализом структуры деятельности С. Л. Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Согласно этому принципу психика функционирует, проявляется и изменяется, формируется в деятельности. Деятельность регулируется и направляется психикой, сознанием. Психика и деятельность составляют неразрывное целое. Общую структуру познания С. Л. Рубинштейн рассматривает по схеме движения от конкретного к абстрактному и восхождения от абстрактного к конкретному. Познание начинается с чувственного отражения явлений, продолжается как абстрактное мышление и заканчивается объяснением конкретного. Чувственное отражение объектов на уровне явлений дает знание суммарного эффекта их различных взаимодействий с другими объектами. В мышлении этот суммарный эффект подвергается анализу, выделяются внутренние свойства вещей, их сущность и на этой основе осуществляется выведение и объяснение исходных чувственно данных свойств вещей.В основе описанных выше компонентов структуры познания лежат обобщенные познавательные процессы. Выделяются 4 вида таких процессов: анализ, синтез, абстракция, обобщение.


Эмоциональные состояния: стресс, настроение, аффект, фрустрация
1. Стресс– понимают эмоциональное состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные состояния. Стрессовое состояние – состояние нервно-психического напряжения, возникающее в необычной, трудовой ситуации – при наличии опасности, при больших физических и умственных перегрузках, при необходимости принятия быстрых и от ...

Обучение составлению эвристических алгоритмов, как способ развития творческих способностей младших школьников
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества и выявили психологические составляющие, необходимые для творческой деятельности. Это: - гибкость ума, включающая способность к выделению существенных признаков из множе ...

Описание процедуры исследования
Взрослость – это самый продолжительный период жизни человека, длящийся от окончания юности до начала старости. Изучать этот возраст лучше с использованием его деления на отдельные периоды. А при изучении жизненных перспектив это является необходимым условием. Теоретический анализ проблемы взрослого возраста показал нам, что существует м ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru