Потенциалы возрастного развития в зрелости

Психология » Психология как научная дисциплина » Потенциалы возрастного развития в зрелости

Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спос-ть устанавливать зрелые и межличностные отношс др; 4)спос-ть к творчеству; 5)с/актуализация. В личностной сфере зрелость опред-ся разв-ем спос-ти отвечать за самого себя, св поступки, а в межличн - умением распред ответственность за происходящее на двоих. Мудрость взрослого чел означает: способ име дело с парадоксами, согласовывать мнения, противоречия; быть критичным и рефлексивным; мыслить ответами и вопросами. Фазы зрелости: 1)20-30 лет: стремление к самост жизни, осознание себя взрослым и полноправным членом общества, включение во все виды соц. активности, овладение соц. ролями, встреча со спутником жизни, образование семьи, рождение детей. Обретение постоян проф. занятия. До 25 лет наблюдается низкая удовлетворенность жизнью. После зарождается чувство хозяина жизни, соц. ответственность, проф. рост. Растет Ур-нь функционального развития и психич функций, вследствие оптимальной нагрузки и систематич труда. Различно развитие муж и жен. Мужчина - карьера, женщины карьера и семья. В 29-32 стабилизир самооценка, корректир "план жизни". 2) 30-45 лет: вершина жизни. "Акме" - наиб полный расцвет человеч л-ти. Проф. рост: повышение мотивации, наблюдательности; развивается критичность мышления, эмпатийность, проф. тип личности. Если не сложиться как профессионал - то раздражительность, не конфликтность, сваливание на других. Между 34-37 - второй пик в развитии М-я, максимальное развитие творческих способностей. К 40г. - предварительное подведение итогов жизни, "кризис середины жизни": ощущ, что жизнь проходит зря, утрата молодости и ухудшения здоровья. Может возникнуть даже при успешном стечении обстоятельств. Осознание расхождения мечты и дейст-ти может усугубить. Выбор: не успокоенность - самореализация, стремление быть лучше во всех областях, или застой - чрезмерная забота о себе, чувство личностн опустошения. Подкризисы: 1) физич силы и привлекательность уменьшаются; программа для поддержания активности; 2)социализация заменяет "сексуализацию". Партнер восприним как личность, глубина взаимопонимания; 3)необход-ть сохранить эмоц. гибкость (умирают родители, вырастают дети и т.п.); 4)сохранить душевную гибкость, способность противостоять ригидности во взглядах и действиях. 3) 40/45 - 50/55 лет: стабилизация, упрочнение соц. ролей. Переформулировка целей в более реалистичные. Близкие важнее, чем "я". Проф. опыт накоплен. Развив-ся вербальные функции. К 50-55 годам - очередной итог своей деятельности, источник удовлетворенности - успехи детей. 4)50/55-60 лет: снижение умственных способ, снижение сексуальности, стремление продлить жизненную активность. Пик для соц. достижений. В проф. д-ти - фаза наставничества. Бывает негатив: молодежь - как угроза, агрессия. происход сниж уровня проф. притязаний. Изменяется мотивация в связи с подготовкой к пенсии и старости. Возник сложн задача: построить образ будущего, осознать свою значимость вне существующ соц. роли, приготовиться к снижению физич сил и зависимости от др.


Причины конфликтов в детско-родительских отношениях
Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфли ...

Приложения.
Приложение 1 Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева Сотрудники охранно - конвойной службы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 3 6 4 4 4 6 2 6 6   2 8 3 3 5 3 2 4 9 4   3 4 7 5 5 4 ...

Выводы
Эмпирический опыт и анализ литературных источников дают основания сделать следующие выводы: 1. Данную методику можно применять к испытуемым начиная с 16 лет (юношеский период) и заканчивая периодом старости, то есть возрастных пределов применимости методики Кеттелла формы С практически нет. 2. Форма сможет применяться при опросе людей ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru