Практические упражнения
Страница 8

Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результатам его деятельности, то поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности, независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки определяющим становится безусловное принятие другого человека. Поддержать можно каждого человека, для этого надо всего лишь видеть его сильные стороны. Только безусловное принятие другого как конструктивной личности и безусловное принятие себя самого дает человеку возможность искренне реагировать на самые разные поступки, совершаемые даже самыми «ужасными» людьми. Например, подросток приходит к вам и говорит, что он участвовал в избиении другого, более слабого, гонимого всеми подростка — достоин ли он поддержки? Способны ли Вы увидеть в нем сильные стороны? Можете ли вы сказать ему: «Все равно я уважаю тебя за то, что ты нашел в себе силы придти и сказать мне об этом»? После этого Вы можете говорить ему все, что угодно, но, именно эти, первые сказанные Вами слова, обращенные к конструктивному началу его личности, к тому, что есть у него хорошего, повышает его самоценность. Указание на то хорошее, что есть в самом человеке, именно эта его внутренняя сила и может стать источником его самоуважения и исправления допущенных жизненных ошибок.

Упражнение «Как оказывать и принимать знаки внимания?»

Для многих людей оказать внимание другому человеку не так просто. Для других еще сложнее принять знак внимания.

Инструкция:

Все участники группы образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, сто-

навыки, внешность и др. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме того я еще и .» (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, потом делают шаг влево и таким образом образуются новые пары и все повторяется несколько раз. Выполнив упражнение, участники группы обсуждают: какие чувства вы испытывали, когда оказывали другому знаки внимания? что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам? легко ли вам было реагировать на оказанные знаки внимания заданным образом? почему?

Упражнение «Сильные стороны».

Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течении минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? кому было трудно это сделать? кто не смог удержаться от осуждения? почему? Упражнение: «Все равно ты молодец, потому что .» Инструкция: упражнение выполняется в парах (это другие пары по сравнению с предыдущим упражнением). Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что .». Второй» выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что .». Затем участники меняются ролями. После выполнения упражнения группа обсуждает: кто не смог или не успел этого сделать? почему? что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?

Упражнение: «Красный карандаш»

Цель упражнения: дать участникам группы почувствовать на себе эффект оценочного отношения со стороны партнера.

Инструкция: упражнение выполняется в группе: один из участников должен рассказать сидящему слева от себя о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ последний должен реагировать с позиции «красного карандаша», критика, советчика. Затем рассказать о своей проблеме следующему участнику. Каждый последующий должен сделать то же самое.

Упражнение: «Поддержка»

Инструкция: участник группы рассказывает сидящему справа от него о своей проблеме или затруднении. Его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему. Далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее. После выполнения упражнений обсуждают: в каком случае легче было реагировать, в каком труднее — как «красный карандаш» или «поддержка»? — какими словами вы оказывали поддержку? какие чувства испытывали при этом? Упражнение: «Разыгрывание проблемной ситуации» Представим урок, школьный класс и учительницу Валентину Петровну после того, как она объяснила новую тему по математике. Все решают задачи. Учительница замечает, что Саша, положив голову на руки, лежит на парте.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Опытно-экспериментальное исследование совместимости партнёров. Цели и задачи исследования
Совместимость является одним из наиболее сложных феноменов социально-психологической науки в целом и психологии семьи в частности. Совместимость проявляется во взаимодействии и общении супругов, так же как и самооценка формируется в процессе взаимодействия и общения. Целью нашего исследования мы определили изучение уровня совместимости ...

Использование заданий творческого характера на уроках математики
Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели - закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания н ...

Структура профессионально важных качеств
Формирование подсистемы профессионально важных качеств - достаточно сложный психологический процесс. Суть его А.В. Карпов определяет как функциональное объединение отдельных профессионально важных качеств, когда они начинают проявлять себя в режиме взаимосодействия. К этому есть отдельные внутренние предпосылки, так как основные психиче ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru