Способы работы с лицами, склонными к суициду. Оценка суицидального риска
Страница 1

Психология » Суицидальное поведение » Способы работы с лицами, склонными к суициду. Оценка суицидального риска

Так как депрессия предшествует большинству суицидов, раннее распознавание симптомов депрессии и ее лечение посредством медикаментов и психотерапии — важный фактор предупреждения суицида.

Признаки депрессии:

• потеря интереса или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

• неспособность к адекватной реакции на похвалы;

• чувство горькой печали, переходящей в плач;

• чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;

• пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого; повторяющиеся мысли о смерти или о самоубийстве;

• снижение внимания или способности к ясному мышлению;

• вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;

• снижение эффективности или продуктивности в учебе, работе, быту;

• изменение привычного режима сна, бессонница или повышенная сонливость;

• изменение аппетита с последующим увеличением или потерей веса.

Заметив признаки депрессии у человека, близкие люди или специалисты-психологи должны усилить индивидуальную работу с ним.

Признаки высокой вероятности реализации попытки самоубийства:

• открытые высказывания о желании покончить жизнь самоубийством знакомым, в письмах родственникам, любимым;

• косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий;

• активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств (собирание таблеток, хранение отравляющих веществ, жидкостей и т. п.);

• фиксация на примерах самоубийств (частые разговоры о самоубийствах вообще);

• символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов и т. п.);

• изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных; возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;

• сужение круга контактов, стремление к уединению и другие.[6,188]

Суицидальная активность человека зависит от целого ряда факторов. Их учет в организации повседневной жизнедеятельности поможет оказаться рядом с этим человеком в критический момент его жизни и оказать ему необходимую помощь. Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют конфликты.

Наиболее распространенными являются:

1. Конфликты, связанные со спецификой жизнедеятельности (учебы, работы, общения) и социального взаимодействия людей:

— индивидуальные адаптационные трудности;

— неудачи выполнения конкретной задачи;

— конфликты со сверстниками;

— межличностные конфликты со значимыми людьми.

2. Лично-семейные конфликты:

— неразделенная любовь;

— измена любимого человека;

— развод родителей;

— тяжелая болезнь;

— смерть близких людей;

— половая несостоятельность.

3. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:

— психические заболевания;

— хронические соматические заболевания;

— физические недостатки.

4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

— страх уголовной ответственности;

— боязнь позора.

5. Конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.

Следует помнить, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со своими мыслями, переживаниями; в период «пиков возрастной суицидальности» (между 17 и 24 годами); в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в семье или ближайшем окружении.

Изучение причин и условий, при которых люди заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию.

Страницы: 1 2 3


Бихевиоризм изнутри
Достижения в области теории научения переместили фокус причинного анализа с гипотетических внутренних сил на влияние окружения (например, оперантное научение Скиннера). С этой точки зрения, поведение человека объясняется в терминах социальных стимулов, которые вызывают его, и подкрепляющих последствий, которые сохраняют его. Но, по мнен ...

Библиографический очерк
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники, Бандура вспоминает, что фактиче ...

Теоретические основы проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе. Исследование проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе
Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт. Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт должен включать особую переменную - разногласия (Дерендорф). Согласно мнению других ученых-социолого ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru