Способы работы с лицами, склонными к суициду. Оценка
суицидального рискаСтраница 2
К ним относятся:
· условия семейного воспитания:
— отсутствие отца в раннем детстве;
— матриархальный стиль отношений в семье;
— воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные;
— отверженность и социальная изоляция;
— воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.
· стиль жизни и деятельности:
— акцентуация характера;
— употребление алкоголя и наркотиков;
— попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;
— совершение уголовно наказуемого поступка.
· взаимоотношения с окружающими людьми:
— изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;
— разрыв высоко значимых любовных отношений;
— затрудненная адаптация к деятельности, учебе и др.
· недостатки физического развития (заикание, картавость, ожирение и др.);
· длительные соматические заболевания.
Знание и учет перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида.
Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведется систематически и целенаправленно. Именно изменения в поведении (знаки беды) позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу. Знаки беды — это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения человека.
Прежде всего должны насторожить следующие поступки, жалобы, проявления:
— необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
— усиление жалоб на физическое недомогание;
— склонность к быстрой перемене настроения;
— жалобы на плохой сон или повышенная сонливость;
— ухудшение или улучшение аппетита;
— беспричинная нервозность;
— признаки постоянной усталости;
— уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;
— отказ от социальной активности, от совместных дел;
— излишний риск в поступках;
— нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
— поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни;
— необычные вспышки раздражительности;
— усиленное чувство тревоги, безнадежности;
— приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление;
— отсутствие планов на будущее;
— составление записки об уходе из жизни.
Должны насторожить следующие заявления человека:
— «ненавижу жизнь»;
— «всем будет лучше без меня»;
— «мне нечего ждать от жизни»;
— «они пожалеют о том, что они мне сделали»;
— «не могу этого вынести»;
— «я стал обузой для всех»;
— «я покончу с собой»;
— «никому я не нужен»;
— «это выше моих сил».
Следует знать основные психические состояния, обуславливающие самоубийства.
1. Низкая сопротивляемость стрессу и чувство разочарования и безысходности (недостаточное принятие реальности).
2. Ощущение неспособности изменить положение вещей (нет надежды на позитивные перемены в будущем).
3. Отсутствие навыков конструктивного решения проблемы, образ «тупика».
4. Убежденность в том, что только самоубийство решит все проблемы.[18,184]
Суицидоопасным, по исследованиям Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева (прожективный тест фрустрационной толерантности Розенцвейга), можно считать эгозащитный и потребностно- настойчивый типы реагирования, причем с преобладанием экстрапунитивного направления (в манипулятивных суицидах), а также низкий уровень коэффициента групповой конформности (GCR). Для психокоррекционной и профилактической работы необходимо знать не только уровень самооценки, но и уровень притязаний. Чем больше разрыв между ними, тем больше вероятность невротизации личности и возрастает риск социальной дезадаптации.
Память и
цереброваскулярные нарушения.
Мнестические расстройства в пожилом возрасте
Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато.
Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическ ...
Потенциалы возрастного развития в зрелости
Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спос-ть устанавливать зрелые и межличностные отношс др; 4)спос-ть к творчеству; 5)с/актуализация. В лич ...
Теоретические аспекты: возрастные мотивационные
особенности. Понятие и сущность мотивации
Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.
Проблема мотивации занимает ведущее место среди других фундаментальных проблем высшей ...