Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников. Констатирующий экспериментСтраница 1
Обследование проводилось с 2003-2004 год. В обследовании принимали участие 2 классы учащихся школы – интерната № 6 г. Ленинска-Кузнецкого.
Экспериментальную группу составляли 10 детей, 10 – контрольную. Экспериментальное обучение включало в себя развитие речевой системы в целом, ее фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматического строя, развития связной речи.
У всех детей - позднее речевое развитие.
Исследование сенсомоторного уровня речи выявило следующее:
§ Состояние артикуляционной моторики 48% среднегрупповой успешности.
§ Состояние звукопроизношения 64% успешности
§ Состояние сформированности звуко-слоговой структуры слова 40% среднегрупповой успешности.
Исследование навыков языкового анализа 40% среднегрупповой успешности.
Исследование грамматического строя речи 50% среднегрупповой успешности. Исследование словаря и навыков словообразования 35% среднегрупповой успешности.
Исследование понимания лексико-грамматических отношений 45% среднегрупповой успешности
Исследование связной речи 14% среднегрупповой успешности.
Задачей констатирующего этапа исследования было выявить уровень развития связной речи.
На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение «Моя любимая игрушка» во 2 «А» класс.
Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:
- умение строить описание (последовательно и связно описывать);
- умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения;
- умение использовать прилагательные в описательном тексте.
Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой «Уроки развития связной речи в начальной школе».
Сочинение-описание. «Моя любимая игрушка».
Цель: ознакомление с особенностями описательного текста.
Ход урока.
1. Наблюдение над особенностями описательного текста.
На доске:
Моя любимая игрушка - заяц.
На день рождения мне подарили зайчика.
Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать.
Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте?
- На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).
- Как называется такой текст? (Описание).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку?
- Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания?
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы будем учиться описывать игрушку.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения- рассказа.
- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка?)
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).
4. Обсуждение структуры текста.
- С чего вы начнёте рассказ? (Как игрушка появилась, когда).
- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…).
-Как закончить описание? (Выразить своё отношение: «Я люблю свою игрушку, потому что .», «Играть с моей игрушкой - одно удовольствие!», «Мне нравится моя игрушка» .).
5. Подготовка проводится в процессе предварительного рассказа в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку.
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке.
- Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Анализ результатов.
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
«высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на хорошем уровне);
«средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично);
«низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.
Результаты анализа работ были занесены в таблицу 1.
Таблица 1 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной
группе
Умения \ Уровни развития умений |
Умение строить описание |
Умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении |
Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения |
Умение использовать прилагательные в описательном тексте |
Высокий |
6% |
12% |
18% |
20% |
Средний |
35% |
35% |
29% |
23% |
Низкий |
59% |
53% |
53% |
57% |
Формирование толерантности у подростков в условиях современного
образовательного процесса.
Как уже отмечалось ранее вопрос о формировании толерантность стоит достаточно остро, что отмечено и на государственном уровне. Так когда же имеет смысл формировать данное качество личности и на что следует делать акцент.
Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, то можно сд ...
Концепция психических процессов И. М. Сеченова.
Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеч ...
Свойства и закономерности
Свойства потребностей и мотивов
Потребности
Мотивы
- Биологические потребности генетически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и деятельности личности
- Мотивы формируются на основе потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельнос ...