Психо-физиологическая характеристика речевой деятельностиСтраница 1
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности.
Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.
Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному.
Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. [18, с.134]
Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно-связанными со всей деятельностью нервной системы. Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т.д. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется, прежде всего, социальными факторами.
По вопросу о наличии центров речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический процесс с определенным центром в коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями уходит в френологию Ф Галля. Другое отрицает существование специфических мозговых центров, связывая психические процессы с деятельностью многих мозговых центров.
А.Р. Лурия на большом клиническом материале показал существование трех функциональных блоков:
1. Энергетический блок, поддерживающий рабочий тонус коры.
2. Блок приема, переработки и хранения информации.
3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.
Выделяют четыре центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Выпадение отдельных звеньев системы ведет к нарушению различных видов речевой деятельности.
Центр Брокa расположен в верхней лобной извилине левого полушария; связан с громкостью произношения речи. Центр Вернике расположен в височной извилине левого полушария; связан с пониманием смысла. Зрительный центр расположен в средней лобной извилине левого полушария; связан с процессом чтения. Центр письма (графический) расположен в средней лобной извилине левого полушария; связан с письменной речью.
Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование говорящим и декодирование слушающим речевых сигналов. В восприятии речи можно выделить два уровня этого процесса: 1) анализ и синтез звуков, 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых характеристик речи.
То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Фонеме соответствуют определенные области частот в акустическом спектре звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга частотой и амплитудой колебаний, что и создает специфический тембр, по которому один звук отличатся от другого. Каждый звук речи имеет от двух до четырех формант.
Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3 - 4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.
Слово как звуковой сигнал не есть простая сумма фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Различие значений сходных по звучанию слов происходит за счет соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учета речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т. д.). Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей.
Речь связана с мышлением человека. В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, но не каких-то отдельных ее участков. В основе мышления лежит образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении) между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И.П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.
Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.
Особенности деятельности
Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность и удовлетворяющий свои потребности. При всем многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы: мотивы - ...
Классификации видов
Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.
Виды потребностей и мотивов
Классификации потребностей
Классификация мотивов
В отечественной психологии
(В.Д. Шадриков) потребности делятся
по предмету потребностей:
1) материальные: а) физиологические (еда, укрытие), б) социальн ...
Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей
Любые задатки должны пройти большой путь развития прежде чем превратится в С. Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий: 1) созревание необходимых органических структур и их ф-циональная дифференциация. 2) в развитии С можно выделить несколько этапов (повышенная чувствит-ть к тем или иным воздействиям, к освоению того или ...