Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта профессиональной деятельностиСтраница 2
Исходный уровень психологического и психического здоровья, который зависит от психолого-биологического резерва личности, психологической толерантности по отношению к внешним факторам, надежности функционирования индивидуального барьера психической и психологической адаптации, стабильности конституциональных психотипологических и личностных механизмов компенсации и адаптации, обусловливает успешность профессиональной деятельности субъекта (И.В. Боев, В.И. Кривоконь, В.Ф. Гнучев, В.А. Шурупов).
Визуальная коммуникация является одним из компонентов коммуникативной компетентности, включающей еще гибкость в общении и эффективность взаимодействия с людьми (рис. 1.).
Рис.1 Структура коммуникативной компетентности.
Визуальная коммуникация демонстрирует вербальный (содержательно-смысловой уровень высказывания, культура речи) и невербальный (мимика, поза, жесты, пантомимика) имидж, паравербальные характеристики речи (тон, тембр, скорость, паузирование, модуляции голоса).
Перечисленные характеристики, вероятнее всего, определяют успешность или неуспешность формирования персонализации, то есть имиджа профессионала. Возникает актуальнейшая проблема своевременной оценки и выявления психологических индикаторов затруднений самореализации и самопрезентации в процессе визуальной коммуникации у субъекта профессиональной деятельности.
С нашей точки зрения, существующую проблему необходимо решать с учетом конституционально-континуальных психотипологических особенностей личности, учитывая иерархию низших и высших специфических свойств целостного субъекта, включенного во все многообразие реальных связей и отношений.
Не меньшую актуальность представляют собой вопросы психологической подготовки к визуальной коммуникации профессионала. Если визуальная коммуникация не соответствует реальным позитивным психологическим способностям профессионального лидера, то общество, субпопуляция отвергнет предлагаемого лидера, несмотря на вероятностный коллективный профессиональный успех, без которого у большинства сограждан социальные перспективы значительно ограничиваются.
Представители различных элит нашего общества – политической, экономической, административной, военной, научной, бизнес-элиты живут и работают в той же социально-экологической среде обитания, что и представители основной популяции, испытывая непрерывный поток преимущественно негативных информационных воздействий. Информационно-стрессовые социальные факторы, взаимодействуя с психотипологической структурой личности представителей элит, вероятнее всего, нарушают оптимальную субъект-субъектную и субъект-объектную деятельность, искажая относительно гармоничные межличностные взаимоотношения, дестабилизируя психолого-акмеологические механизмы социального «дозревания» личности (К.А. Абульханова–Славская, И.В. Боев, Б.С. Братусь, А.А. Деркач, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева, В.И. Кривоконь).
Результаты наших исследований основаны на эмпирическом и психологическом обследовании 220 кадровых сотрудников государственных организаций, заводов, финансовых корпораций регионального и муниципального уровня в период с 2001 по 2004 год. Возраст испытуемых - от 35 до 55 лет. В состав испытуемых нами были отнесены: начальники отделов государственных организаций, руководители комитетов, помощники, заместители, главные специалисты.
Методики исследования: оценка уровня невротизации и психопатизации (Е.В. Бажин с соавт. 1976, И.Б. Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка, шкала тревоги Тейлор, клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д.А. Менделевич, 1978), тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест антиципационной состоятельности (ТАСС - В.Д. Менделевич, 1999). Все полученные данные были подвергнуты математической непараметрической обработке – дискриминантному анализу (С.Ф. Ступак, И.В. Боев, 1979). С целью подтверждения сравнительной эффективности методов психологической подготовки использовались: опросник Т.П. Зинченко для формирования психологического эталона специальности (должности) – ПЭС (по материалам А.А. Фрумкин, А.Н. Доценко) и адаптированный вариант технологии «Центра оценки персонала», предложенный Т.Ю. Базаровым и Е.А. Аксеновой (2005).
Статистический анализ
результатов обследования. Статистический анализ результатов
обследования контрольной и экспериментальной групп до прохождения реабилитации
Для вычисления значимых различий между контрольной и экспериментальной группами использовался t-критерий Стьюдента[120]. Критические значения показателя t = 2,02; для р <= 0,05 (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Показатель
Средние значения
t-критерий
контрольная группа
экспериментальная группа
Самочувствие
4,2
...
Отношения людей при общении
Отношения между людьми в процессе общения, взаимодействия могут быть различны:
Я и Другой _ - ».Мы, если многое связывает
"—"•» Я, ОН — если связей мало
Я и Другой------- ■» СВОИ — если улучшаем друг
МЫ СВОИ, ОН СВОЙ, ОН ЧУЖОЙ, МЫ ЧУЖИЕ — образуют четыре типа значимых отношений. Когда вы говорите: «Я хотел бы познако ...
Акцентуации личности
Основные типы акцентуаций.
1. Гипертимный тип – в первую очередь характеризуется необычайной коммуникабельностью, активностью, выразительностью жестов и мимики. Такие люди обычно пребывают в приподнятом настроении и требуют этого от окружающих.
2. Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступков. Основными являются черты харак ...