Тест Д. Кейрси для определения социального типа личности. Определение
темперамента по методике Кирси.Страница 1
«Второе рождение» модель Майерс-Бриггс получила в 1984 году, когда профессор психологии Калифорнийского государственного университета Дэйвид Уэст Кейрси опубликовал свою книгу «Please Understand Me», где использовал типологию Изабель Майерс и основанный на этой модели собственный тест – Опросник Кейрси (The Keirsey Temperament Sorter). Хотя в настоящее время Кейрси утверждает, что его понимание психотипов (измеряемое The Keirsey Temperament Sorter) и понимание психотипов Майерс-Бриггс (измеряемое MBTI) не вполне точно совпадают, в свое время именно эта книга послужила толчком к широкому распространению исходной юнгианской модели и, в конечном счете, типологии Изабель Майерс как в модифицированном, так и в первоначальном виде. Причем именно модификация Кейрси, приведшая к упрощению типологии, привела к широкому применению Юнгианской типологии в области проектного и командного менеджмента, в результате чего она и стала базовой для комплектации проектных групп и позиционирования их членов.
Д. Кейрси познакомился с типологией Майерс-Бриггс в начале восьмидесятых. Он определил себя как INTP, что стало исходной точкой его собственных построений, результатом которых стала написанная совместно с Мэрилин Бэйтс книга «Пожалуйста пойми меня» («Please Understand Me», 1984). По его собственным словам, Кейрси не понял принципов соотнесения психотипов (NT, NF, ST, SF) с тем или иным видом деятельности, в частности он не увидел различий между типами ST и SF. Вместо них он описал другие две группы (SP и SJ) и соотнес полученные группы с классическими темпераментами Гиппократа-Галена (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), причем это соотнесение было весьма произвольным.
В дальнейшем Кейрси стал считать выделенные им психотипы (NT, NF, SP, SJ) ядром своей концепции. Как уже было отмечено, для измерения психотипов Кейрси разработал собственную шкалу. Но, поскольку его опросник мог дать несколько иные результаты, чем тест Майерс-Бриггс, то Кейрси стал утверждать, что его модель отличается от модели Майерс-Бриггс, что и привело к его размежеванию от других последователей этой концепции. Этот спор о наличии принципиальных отличий зашел в тупик, так как обе стороны принимали за психотипы то, что изменялось их инструментами, а других критериев выделено не было.
Дэвид Кейрси и Мэрилин Бейтс предложили подход, основанный на выделении двухбуквенных сочетаний. Указанные комбинации носят название "темпераментов". Это своеобразный и достаточно результативный метод организации типов. Шестнадцать типов можно разделить на четыре темперамента (см. таблицу 6).
Таблица 6. Разделение 16 типов личности по темпераментам
SP |
SJ |
NF |
NT |
ESFP |
ESFJ |
ENFJ |
ENTJ |
ISFP |
ISFJ |
INFJ |
INTJ |
ESTP |
ESTJ |
ENFP |
ENTP |
ISTP |
ISTJ |
INFP |
INTP |
Согласно Кирси и Бейтс, первым фактором, определяющим темперамент, является различие S-N. Способ получения информации о внешнем мире лежит в основе различий между людьми. Интуитивные всегда видят потенциальную сторону любого явления, а сенсорные ограничивают себя тем, что действительно существует, не думая о том, что могло бы быть.
Лидерство. Социально-психологические особенности проявления
лидерства в студенческих группах. Сущность понятия «лидер» и «лидерство»
Прежде всего, нам следует рассмотреть определения термина «лидерство» различными авторами.
По мнению К.В. Сельченок, лидерство – многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение лидерства. Это объясняется т ...
Исследование компетентности в общении выпускников городских и сельских школ. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в мае 2010 года в средних общеобразовательных школах г.Чита №3 и 32 и средней общеобразовательной школе с.Домна. В исследовании принимало участие подростки 16-17 лет; выпускники 11 классов. Было опрошено 76 учащихся (38 выпускников городских школ и 38 выпускников сельских школ). Было проведено тестирование, напр ...
Какое слово в переводе с латинского обозначает «толкать», «приводить в
движение»?
На всех ступенях развития поведение обусловлено и внешними, и внутренними моментами, но на различных ступенях развития соотношение между внешними, в частности физико-химическими, раздражителями и внутренними процессами, которые опосредуют их влияние на поведение. Различно. Определяемые такими физико-химическими раздражителями вынужденны ...