Системы методов

Системой методов любой области знаний, в том числе истории психологии, определяется наличием реального фактического материала, с которым "работает" наука - ее источников. В широком смысле к ним можно отнести духовную и материальную культуру человеческой цивилизации. Конкретными источниками истории психологии являются тексты - труды историков, философов, естествоиспытателей, психологов, других авторов; события и конкретно-историческая обстановка, как следствие уровня психологического знания и научного образа мысли прошлого; анализ действий людей и групп в различные эпохи, способов решения социально-психологических проблем на личностном и групповом уровнях; психологические стереотипы и результаты самопознания (как люди познавали, понимали и представляли себя) и т.д. Таким образом, источниками истории психологии являются все доступные исследованию результаты деятельности человечества, отражающие исторический процесс накопления психологических знаний, все известные достижения нашей цивилизации, напрямую или опосредованно влияющие на развитие и становление науки психологии.

Определение некоторых методологических позиций позволяет определить значение истории психологии, заключающееся в нескольких уровнях:

во-первых, мировоззренческом (знание процесса эволюции науки о психическом и сознании имеет фундаментальное значение для начинающих или опытных психологов любого уровня, обусловливает арсенал их познавательных и практических средств);

во-вторых, личностном (восприятие себя через историческое понимание психики и сознания - фактор зрелости личности, а для психолога - это условие формирования способности изучать и понимать людей, помогать разрешению их психологических проблем);

в-третьих, общенаучном (имеет принципиальное значение для других, как гуманитарных, так и естественных наук: без истории психологии они бедны и беспредметны, ибо, начиная с Древнего мира все рациональные попытки человека объяснить себя и свое место в окружающем мире изначально психологичны);

в-четвертых, собственно психологическом. Для психологической науки ее история - это память науки, без которой неизбежны ошибки и заблуждения. Для становления психолога знание истории психологии - это показатель его культуры, профессионального кругозора и исходной научной базы: без знания как развивались представления о психике и сознании понимание их сущности невозможно.


Формы и операции мышления. Мышление как процесс решения задач
Формы: 1. Понятие (отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «чело ...

Teopeтичecкиe ocнoвы диагнocтики межличностных отношений в процессе командообразования. Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования
Команды в последнее время стали рассматриваться как важнейший групповой феномен в организациях, они становятся более популярными в результате развития передовых информационных технологий, а также повышения внимания к системе комплексного управления качеством и процессом организационного научения [60]. Эти тенденции в организационном раз ...

Развитие психологии как науки
Известному немецкому психологу XIX в. Герману Эб-бингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития отрасли психологического знания. Ведь как самостоятельная наука психология сформировалась лишь к концу XIX в. Однако как особая отрасль знаний ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru