Статистический анализ
результатов обследования. Статистический анализ результатов
обследования контрольной и экспериментальной групп до прохождения реабилитацииСтраница 3
Примечание: Э
– Среднее значение показателя экспериментальной группы, К
- Среднее значение показателя контрольной группы; р
- вероятность допустимой ошибки; tкр
. – Критическое значение t-критерия Стьюдента; t
– значение t-критерия Стьюдента. Результат
- обсуждение полученных данных; выделенным шрифтом
обозначены шкалы, по которым были обнаружены статистически значимые различия, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии испытуемых.
При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,
что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация раненых, включающая гештальт-терапию, приводит к значительным улучшениям психологического состояния военнослужащих, получивших ранения.
При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены статистически значимые различия по показателю «реактивная тревожность»,
что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация, с использованием метода гештальт-терапии приводит к снижению уровня реактивной тревожности.
При сопоставлении результатов по тесту СМОЛ у испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «ипохондрия», «депрессия» и «психоастения».
Это свидетельствует о том, что использование гештальт-терапии в системе социально-психологической реабилитации раненых военнослужащих позволяет снизить уровень ипохондрии, психоастении и депрессии.
Краткие выводы
1. Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение. Они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, агрессии, отчуждению. В отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения; тревожная мнительность относительно маловероятных неудач лечения.
2. После проведения социально-психологической реабилитации, включающей применение метода гештальт-терапии, у раненых:
· повысились активность на 14,8%, настроение на 16,5%, улучшилось самочувствие на 18,3%;
· снизился уровень реактивной тревожности на 12,8%,
· выявились тенденции снижению уровня ипохондрии на 11,5%, депрессии на 18,7% и психоастении на 14,5%.
· уменьшилось число испытуемых с тенденциями к агрессивности на 24%, к отчуждению на 33%;
· увеличилось количество испытуемых, имеющих гармонический (на 23%) и эргопатический (на 24,5%) типы отношения к болезни.
3. Гештальт-терапия является эффективным методом социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья во время участия в боевых действиях на территории Чеченской республики.
4. Метод гештальт-терапии может быть использован практикующими психологами в любом учреждении медико-психолого-социальной реабилитации как для работы с ранеными, принимавшими участие в боевых действиях, так и для всех участников боевых действий.
Ценностно-ориентационная совместимость партнёров, (социокультурный уровень)
Когда говорят о совместимости людей друг с другом, то, прежде всего, имеют в виду определённую созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Совместимость предполагает определённое сочетание идеала и реальности. У всех есть идеалы, свои представления о том, каким должен быть супруг, какова должна быть сч ...
Основные процессы научения через наблюдение
Социально-когнитивная теория предполагает, что моделирование влияет на научение главным образом через его информативную функцию [Bandura, 1986]. То есть во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующег ...
Словарь терминов
АНТИКУЛЬТУРА – уровень регресса общества
АНТРОПОЛОГИЯ – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека.
ДЕТСТВО — понятие культур антропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого явля ...