Диагностический этап исследования
Страница 1

Для диагностики личностных особенностей испытуемых используется ряд психологических тестов (СМОЛ, методика Спилбергера-Ханина, ЛОБИ, САН, а также проективные методики "Дом-Дерево-Человек", "Несуществующее животное"). С каждым военнослужащим проводятся индивидуальные беседы, целью которых является первичная диагностика имеющихся проблем и психических травм. военный билет купить питер

Комплексное применение тестовых методик позволяет с большей вероятностью определить актуальный психологический статус раненого, выяснить наиболее важные из продолжающих травмировать его психику факторов.

Используемые методики

САН. Самочувствие. Активность. Настроение.

Целью данной методики является диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Выявляется субъективная оценка военнослужащими своего функционального состояния.

Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемых просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемые отмечают степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Обработка данных:

Подсчитывается сумма баллов по шкалам:

Самочувствие: 1,2,7, 8, 13,14, 19.20, 25,26.

Активность: 3,4,9,10,15.16,21,22,27,28.

Настроение: 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. средний балл шкалы равен 4. оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. При анализе функционального состояния важно соотношение значений отдельных его показателей[70].

ЛОБИ. Личностный Опросник Бехтеревского института.

Цель: диагностика типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.

Диагностируется сложившийся под влия­нием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лече­нию, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).

Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений: гармоничный (Г); тревожный (Т); ипохондрический (И); меланхолический (М); апатический (А); неврастенический (Н); обсессивно-фобический (О); сенситивный (С); эгоцентрический (Я); эйфорический (Ф); анозогнозический (3); эргопатический (Р); паранойяльный (П)[71].

Процедура обследования: обследуемому вручаются брошюра с текстом опросника и регистрацион­ный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!), номера сделанных выборов об­вести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ 0. Если обследуемый не хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Время заполнения регистрационного листа не ограничено.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

Цель методики – выявляется самооценка уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Процедура обследования является стандартной для всех опросников.

Обработка и интерпретация результатов: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-45 баллов – умеренная тревожность; 46 и более баллов – высокая тревожность.

СМОЛ.

Стандартный многофакторный опросник личности.

Опросник представляет собой сокращенный вариант ММPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал. Из них 3 – оценочные.

Цель методики: Первые три оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции вносимую чрезмерной осторожностью (шкала лжи - L; шкала достоверности - F; шкала коррекции - К).

Остальные 9 шкал являются базисными и оценивают свойства личности (шкалы: Ипохондрии (Hs), Депрессии (D), Истерии (Hv), Психопатии (Pd), Паранойяльности (Pa), Психоастении (Pt), Шизоидности (Se), Гипомании (Ma))[72].

Процедура обследования является стандартной для всех опросников.

Обработка и интерпретация результатов: Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности. Являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.

Методика исследования личности «Дом – дерево- человек» Дж. Бука

Относится к типу проективных методов диагностики.

Целью является исследование личности.

По мнению Дж. Бука, по рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровня психосексульного развития и т.д.

Инструкция. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану[73].

«Несуществующее животное»

По своему характеру относится к числу проективных методов.

Страницы: 1 2


Изучение личности в возрастном плане
Изучение личности в возрастном плане определяется входящими в нее составляющими, которые в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, успехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь, влияет на последующ ...

Диагностика психического развития и отношения ребенка (семи-девяти лет) к роли школьника
Как только ребенок переступает порог школы, его жизнь принципиально меняется — появляются новые обязанности, к играм добавляется новый вид деятельности — учеба, а круг общения значительно расширяется за счет одноклассников. Как воспринимает маленький человек (теперь уже школьник) эти перемены? Насколько быстро и хорошо он приспосабливае ...

Профилактика Интернет-зависимости
Несмотря на то, что данное расстройство не включено в официальную классификацию заболеваний DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders - Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) Всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнени ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru