Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст

Психология » Психология как научная дисциплина » Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Личностное развитие: Кризис 3-х лет - отдел р-ка от взрослого - предпосылки для возник новой соц сит развития. Р-к сам способен удовлетвор свои потреб и желания и хочет д-ть сам. Потреб участвовать в жизни взрослых, подражать. Взрослый - носить соц. ролей. ПЧ - ребенок хочет активно входить в жизнь, но не может участ в ней, это приводит к развит сюжетно-ролевой игры. Развит мотивац сферы: поступки осознав, есть мотивы (мир взрослых, игровые, познават, соревноват, самоутверждения). Система соподчиненных мотивов (иерархия мотив). Во главе - человеч опосредов мотивы. Опосред образцами п-я взрослых, соц. нормами. Развит самосознания. Накап-ся представ о самом себе, появ СО (завис от взрослого). Сущ роль играет сравн-е себя со сверст. После СО становиться дифференцир (объективн выводы), появ осозн-е себя во времени. Происход осоз-е св соц "я" (S в сист чел отнош), образ-е "внутр позиции", характер в дальнейшем все этапы развит. Развит эмоц. сферы. Эмоции начин играть предвосхищ роль. Появ-е новых интересов, мотивов потреб. Р-к управляет эмоциями. Интенсивное усвоение норм п-я, этических норм. Возник потреб соот-ть нормам(если есть соц контроль). Есть несовпадения м/д оценкой поступка и отнош к герою. Сначала нормы выполн только по требо взрослых. Сюжетно-ролевая игра. Р-к стремится к соц значимой д-ти. Игра-особ форма освоен дейст-ти путем ее моделир(семья, путешествия). Выбор ограничен зн-ми, сюжет опред-ся предметами. Смысл - просто д-я с предметами. После дети планируют сюжет, тему игры. Игра м. длиться неск дней. Выполн роли учит сдерж непосредств побуж-я, поступаться желаниями, показь образец п-я. В сюжетно-ролев игре складыв ролевые и реальные взаимоотнош. Развив воображение, М-е, объяснит речь. После - игра с правилами. Правила стан осознан и необход. После - дидактич и подвиж игры, в кот. р-к осваивает обществ-выработан способы умствен д-ти. П-е стан произвольным благодаря игре. Использ-е предметов заменителей способст развит знаково-символистич функции созн-я.Рис-е и конструир-е вначале связано с игрой. После-обособленное. Типы поведения: (4-6лет): 1)Взаимоотнош, направ на совмест д-сь: а)р-к учится у ровесников, б)сам орг д-ть, но принима предлож, в)авторитарность (направляет и оценивает). 2)Совместные д-я, в кот реализ потреб в самоутвержд. 3)Вз-я, в кот. реализуется потреб в эмпатии. 4)Вз-я, в кот. реализ-я потреб в сотворчестве. Развитие общения. Внеситуативн общение - познават и личностн форма. Появ-ся потреб в уважении взрослого. Формир общ на личност темы, о взаимоотнош. Особ контакта со сверстниками: 1)большая эм. насыщен, свобода, раскованность, 2)нестандартность детских высказ, отсутствие жестких правил, 3)в общ. со сверстниками преоблад инициатив высказыв-я над ответами, 4)д-е, направлен сверстнику, разнообразней, чем адрес взрослому. В 4-6 лет - сотрудничество, конкуренция, соревноват-ть. В общ со взрослыми р-к учиться говорить и делать, слушать и понимать, усваивает зн-я; в общ со сверстниками - выражать себя, управлять др, вступать в отнош. Развитие речи: соверш ее практич употреб-е, речь стан-ся осн перестройки психич. проце, орудием М-я. Сначала речь непонятная, короткая оборванная; после контекстная, надситуативн речь, после - объяснительная. Рифмы, смысл слов. Язык - предмет анализа. Эгоцентрическая речь - промежуточная м/д внеш. и внутр. речью ребенка. Речь становиться орудием М-я, выполняет планирующ функцию, а также обобщающую, коммуникативн., регулирующ., знаковую. Развитие познавательной сферы: восприятие: усвоение сенсорных эталонов (представления о свойствах и отношениях объектов), величина, пространство, время. Ведущее - зрит воспр-е. Память и воображение. Память образная, воображение - воссоздающее, непроиз, формир в игре. Развитие памяти вызывает произвольн запомин и воспроизведение. Внимание:преобладает непроизвольное, овладение произвольным. Повыша объем вн-я, оно устойчиво. М-е: наглядно-образное, реш задач в уме. Склад-ся наглядно-схематическое. М-е-эгоцентрично. После - словесно-логическое М-е. Связано с установ тесных отнош м/д М-ем и речью, знаковая ф-я созн-я. Освоение мыслит. операций: ан-з и синтез, классиф; использ-е речи как ср-ва постановки и реше задач. Психологич хар-ка готовности к обуч в школе. 1)развит познават сферы дошк-ка, интеллект зрелость, развит тонкой моторики руки и сенсомоторн координации. 2)соц. зрелость-стремление быть взрослым: а)развит аффективно-потребностной сферы - соц. мотивы учения, потреб в общ, оценке, познават. мотивация, овладение новыми знаниями; б)произвольность п-я - умение подчинять действие правилу, выполнять по образцу. Психич развит в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет - утрата наивности, непосредственности, манерничание; вызвано обобщением переживаний, реб-к осознает себя S-ом общественных отнош. Развивается самосозн, СО связана с оценкой учителя. Эмоции. Преоблада бодрое настроение, осознание св и понимание чуж эмоций. Происход формир-е нравственных чувств, интеллект, эстетических. Это связано с развитием ЦНС. Скрывают свои страхи. Бывает "школьный невроз". Адаптация к обучению в школе. Трудности: 1)режим, 2)коммуникативные, 3)отношение с учителем, 4)измен семейной обстановки. Уровни: 1)выс - внимателен, усваивает, решает, имеет благоприятный статус, рад школе; 2)сред - понимает, если подробно, усваивает основное, внимателен, если интересно, дружит; 3)низк - отриц. отнош к школе, нездоровье, сниж. настроение, осваивает плохо, нужен контроль, отдых, друзей нет. Успешность адаптации зависит от адекватности СО, семейного статуса и в группе, уровня подгот-ти, отношений с учителем. Развитие общения: 3 линии общения: ре-учитель, ре-взрослый, ре-сверстник. Сравнение учителя и родителя. Взаимоотноше опосредуются успешностью в учебе, статус завис от отноше учителя, особенно в начале, общ со сверстн своего пола. В начальной школе коллектив распадается на м. и д., возникает гр агрессия (д. плаксы, м. драчуны) - типичное проявление дифференциации. В кажд гр свои правила и ритуалы п-я, предатели презираются. Игры-женские и мужские. Половозрастное развитие: мальчики "задираются" не злобно, девочки - "жалуются" демонстративно. Развит познават сферы. Восприятие-слабо дифференцировано, эмоционально, не целенаправленно, путают время и пространство. Вн-е: развитие произвольного, легко отвлекаются, объем низкий, неустойчиво – необходима эмоциональная насыщенность урока. Память-произвольная, запоминается интересное, наглядное, развит самоконтроль, повторение. После развива логическая память, склад-я рацион способы запоминания. М-е: формир понятийное словесно-логическое, конкретное м-е м. приводить к ошибкам, сначала индукция, потом дедукция. Понятийное-функцион признаки предметов, после синтезируют, обобщают признаки. Операции развив от практически действенной (чувственной формы) к умственной. Представления о сохранении количества, массы, объема, веса. Переход к система обуч в школе изменяет ориентировку в окруж. Действит-ти, созда возмож усвоения картины мира. Новообраз: в дошк-ом возрасте - система подчинённых мотивов, готовность к системному обучению в школе; в младш-м школьном - мотив достижения, формирование дост-но зрелой самооц-ки.


Неполные семьи
Вирджиния Сатир также занималась проблемой так называемых "Особых семей". Под особыми семьями она подразумевала "те семьи, где родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или по какой-либо причине не могут больше заботиться о детях". [10,75] К сожалению, в наше непростое время увеличивается число таких сем ...

Психология труда как отрасль научного знания
Психология труда занимается проблемами деятельности. Главный вопрос – проблема соотношения внешних и внутренних условий при выполнении трудовой деятельности. Труд – это деятельность, в результате которой: происходят изменения в окружающем мире, ожидается результат, совпадающий с целью, оптимальная активность (наличие воли), социализация ...

Суицидальная мотивация
Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, «запускающими» суицид, являются внутренние мотивы. Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными обрушивающимися на личность событиями являются потеря бл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru