ВведениеСтраница 1
Как известно, в основе общества как системы лежит исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми. В свою очередь, в основе этих отношений лежит социальное поведение индивидов (действия человека по отношению к обществу, другим людям, предполагающие ответные действия со стороны социального окружения). В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, социальных связей и отношений между людьми, вследствие чего общество существует и развивается как определенная целостность. К числу таких регуляторов можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Последние представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Усвоение социальных норм — основа социализации личности.
В условиях современного общества назрела необходимость создать эффективную систему социальной защиты населения. Социально-экономический упадок в обществе породил глубокий кризис семьи, способствовал усилению таких болезней общества, как алкоголизм, наркомания, безнадзорность и др. Создалась угроза разрушения семьи как социального института. Семья подверглась деформации, а то и полному разрушению. И в первую очередь, от этого страдают дети, что нередко проявляется в их поведении, которое не всегда отвечает социальным нормам.
Положение детей особенно тягостно там, где они остаются не только без присмотра родителей, но и оказываются выброшенными на улицу своими родителями – алкоголиками, наркоманами, душевнобольными. Многие дети покидают, прежде всего, конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро, в других общественных местах. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих. Психическая травма в детском возрасте может сказаться на дальнейшем формировании личности, ломке социальных устоев и ценностей.
Поступки детей из «семей риска» довольно часто вступают в противоречие с общепринятыми правилами и нормами поведения. Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. Необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. Такие девиации как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, бродяжничество и т.п. требуют социальной помощи. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту бродяжничества и беспризорности и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.
Актуальность проблемы
определяется установленным фактом: безнадзорность в современном обществе становится одним из основных факторов роста численности правонарушений. Поэтому особое внимание в своей работе мне хотелось бы уделить детям с девиантным поведением, т.к. оставшиеся без крыши над головой, занимаясь бродяжничеством, такие дети представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу и окружающим.
Цель
: изучить специфические особенности и причины девиантного поведения личности; пути профилактики бродяжничества и беспризорности в современном обществе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать периодические издания и определить частоту проявления в современном белорусском обществе таких социальных явлений, как бродяжничество и беспризорность;
Индивидуальность и организация
Вывод об индивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события». По Келли, два человека, будь они даже идентичными близнецами или, предположим, имей они схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действи ...
Особенности психологического консультирования, основные школы и методы
Консультирование
– процесс оказания психологической помощи. Консультативная психология исходит из представления о том, что спомощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых во ...
Основные положения Бандуры относительно природы человека
В терминах основных теоретических позиций, принятых в психологии, Бандур часто изображают как «умеренного бихевиориста». Все же его социально-когтивная теория предлагает другое представление о человеке, чем у Скиннера (Skinner, 1989). Одним из признаков этого различия является то, что Бандура особо подчеркивает обоюдное взаимодействие с ...