Результаты исследования и выводыСтраница 1
Рассмотрим последовательно полученные данные. О положении в системе межличностных отношений в группе свидетельствуют индивидуальные социометрические индексы статусов членов группы. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время, каждый член группы, являясь частью целого, своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Личность может влиять на других двояко – положительно и отрицательно. Поэтому статус может быть положительным и отрицательным. В нашем исследовании показатели статусов следующие:
Попов |
+0,78 |
Лунева |
+0,57 |
Пастухова, Стручалин |
По +0,07 |
Иванова, Альмухамедов |
По 0 |
Красноперова, Кондратьева |
По –0,07 |
Шефатова, Мельникова, Данилов, Петров |
По –0,15 |
Голтвина, Тепикин |
По – 0,21 |
Кобцева |
-0,28 |
Очевидно, что наибольшим статусом и влиянием в группе обладает Попов И., а также Лунева А., а наименьшим – Кобцева В. Это свидетельствует о том, что наиболее благополучными в общении являются Попов и Лунева, наименее Кобцева. Большое число отрицательных показателей статуса свидетельствует о том, что дети слабо включены в процесс совместной деятельности, до некоторой степени несерьезно относятся к происходящему в группе, часто мешают ее деятельности. Одновременно процесс интеграции группы происходит вокруг двух сильных лидеров – Попова и Луневой.
Анализ выборов, отраженных в социоматрице и социометрической «мишени» позитивных выборов, позволяет сделать вывод, что достаточно независимо функционирует группа мальчиков и группа девочек. Основу «мужской» подгруппы составляет Попов, Альмухамедов, Стручалин. А основу «женской» – Лунева, Красноперова и Иванова. Это отчасти подтверждается взаимными негативными выборами, когда девочки выбирают мальчиков и наоборот.
Рисунок 2.1. Социометрическая «мишень» позитивных выборов
девочки мальчики
![]() |
На «социометрической мишени» во внутреннем круге расположены лидеры, в следующем круге – дети, имеющие положительный статус (согласно социометрической матрице), в следующем круге – дети с нулевым статусом, во внешнем круге – дети с отрицательным статусом.
Анализ «мишени» предоставляет возможность выявить безусловного лидера, к которому «стекаются» все позитивные выборы. Это Попов И.
Интерпретируя индекс групповой сплоченности, можно отметить, что его величина (0,28) свидетельствует о:
- недостаточной зрелости группы;
Теоретические подходы к проблеме связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности
у сотрудников охранно-конвойной службы. Феномен самоотношения:
понятие и структура
Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к себе, к собственному «Я».
В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе.
К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести следующие: «об ...
Профессионально-важные качества
сотрудников МВД
Требования к профессионально-важным качествам сотрудников МВД сформулированы в ряде законов Российской Федерации: Законе РСФСР "О милиции", Законе Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", Федеральном Законе "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", Федеральн ...
Теоретические основы характеристики задержки развития речи. Закономерности
развития детской речи
Речь - это форма существования языка, его воплощения, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь кон ...