Целенаправленное формирование психологического
климата детского коллективаСтраница 2
Целенаправленная организация благоприятного психологического климата в коллективе предполагает изменение характера взаимосвязи официальной и неофициальной структур на различных стадиях развития коллектива [Н.П.Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.46]:
1 стадия. Педагог добивается, чтобы группировки класса, обладающие самыми содержательными интересами и потребностями, стали самыми авторитетными (лидирующими);
2 стадия. Школьники, оказывающие развивающее влияние на соклассников, закрепляются в выборном органе – официальном активе класса.
3 стадия. В классе организуется сильный реальный актив при систематической сменности официально действующего актива;
4 стадия. На ней иерархия группировок заменяется их рядоположностью. Развитие коллектива, а следовательно и его психологического климата достигает такого уровня, когда все группировки по-своему авторитетны, каждая в своем виде деятельности. Авторитетность коллектива и доброжелательность обстановки дают возможность каждому члену коллектива побывать на официальных лидерских позициях.
Вторым существенным аспектом рассматриваемой проблемы является обучение детей правильному, конструктивному общению, формированию психологической культуры членов коллектива. Необходимо развивать у детей навыки конструктивного общения, умения получать и перерабатывать информацию о своей личности, своей самооценке, а также развивать конструктивные модели общения с другими людьми. В. Сатир в работе «Модели общения» отмечает: «Есть тип реагирования, который я назвала «уравновешенный» или «гибкий». Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Такие люди вызывают доверие. Вы хорошо чувствуете себя в их присутствии. Преимущество их позиции в том, что она целостна и свободна». [В. Сатир. Модели общения. Основы конструктивного общения / сост. Т.Г. Григорьева и Т.П. Усольцева. – М., Новосибирск, 1997, с.41].
Н.П. Аникеева считает главными задачами педагога при организации детского общения, следующие [Н.П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.69]:
1) Организация гуманистических отношений среди всех членов данного классного коллектива, создание атмосферы эмоционального сопереживания через систему коллективной деятельности, бесед;
2) Специальная работа, направленная на обеспечение благоприятной позиции каждого ребенка в системе внутриколлективных отношений;
3) Организация специальных занятий по овладению информацией об особенностях человеческого общения и способами общения.
Таким образом, изменения в психологическом климате коллектива обеспечиваются, с одной стороны, изменением личности в межличностных отношениях, а с другой, изменением коллектива в целом, через организацию его деятельности.
Психологические закономерности ведения деловой беседы
Посредством деловой беседы реализуется стремление одного человека или группы людей к
действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы. В мире бизнеса или политики деловые беседы представляют собой устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые пол ...
Свойства и закономерности
Свойства потребностей и мотивов
Потребности
Мотивы
- Биологические потребности генетически обусловлены, а социальные формируются в процессе жизни и деятельности личности
- Мотивы формируются на основе потребностей. На базе одной потребности могут сформироваться мотивы к разным видам деятельности. И одна и та же деятельнос ...
Диагностика межличностных отношений в системе командообразования
Эффективное функционирование команд предполагает выведение на новый уровень межличностных отношений в команде. От того насколько развита степень сотрудничества в команде, во многом зависит эффективность последней. Вместе с тем команды, как правило, не создаются на пустом месте (если только речь не идет о вновь создаваемом предприятии ил ...