Изучение личности в возрастном плане

Изучение личности в возрастном плане определяется входящими в нее составляющими, которые в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, успехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь, влияет на последующее выполнение им деятельности, реализацию своих потенциальных возможностей. В этом смысле представление о себе есть разновидность индивидуально осуществляющегося предсказания, которое прямо влияет на зону ближайшего развития ребенка.

Получить представление о специфике и причинах трудностей ученика в обучении чаще всего сегодня можно от учителя или школьного психолога. Потребность в изучении личностных особенностей и личностного развития в возрастном плане с каждым годом возрастает. Почти все типы существующих тестов, разработанных для взрослых, имеют свои аналоги для детей разных возрастных групп и активно используются. Тесты интеллекта, умственных способностей, комплексные батареи способностей и личностные — это те тесты, которыми обычно пользуются консультанты по вопросам образования и школьные психологи.

На основе факторных исследований Р. Кеттелла и его коллег создан ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF).

Варианты этого опросника были разработаны для школьников от 12 до 18 лет (личностный опросник для средних и старших классов), от 8 до 12 лет (личностный опросник для начальной школы). Исходная форма этого опросника дает 16 показателей таких свойств личности, как замкнутость и открытость, скромность и самоуверенность, робость и предприимчивость, доверчивость и подозрительность.

В личностной области, пожалуй, самым сильным стимулом разработки специфического тестирования, наиболее адекватного для применения в народном образовании, стали методики, обозначаемые как «социальное научение», «терапия поведения», «модификация поведения».

Можно использовать тесты исследований воспитания характера. Эти тесты сначала разрабатывались как исследовательская методика, но затем были приспособлены и для практической психодиагностики. В методиках этого типа используются знакомые детям обычные ситуации повседневной жизни школьников. Тесты могут проводиться в виде регулярно задаваемых контрольных работ, как часть домашнего задания ученикам, в ходе занятий физкультурой или в групповых играх. Тесты предназначаются для измерения таких поведенческих характеристик, как честность, самообладание и альтруизм. Большинство тестов CFI, обладают хорошей различительной способностью, широким диапазоном индивидуальных различий в показателях.

Столь же активно, как личностные опросники, в образовании используются и проективные методики, например экспрессивная методика. Широкая и расплывчатая категория проективных методик включает в себя довольно много форм относительно свободного самовыражения. Считается, что благодаря полученной возможности выразить себя ребенок не только обнаруживает свои учебные, поведенческие или эмоциональные затруднения, но также и освобождается от них. В этих случаях чаще всего применяются рисование и театральное представление при помощи игрушек.


Философия бессознательного
Философию бессознательного создал немецкий философ XIX в. Э. Гартман. До него в философии господствовала точка зрения Р. Декарта о том, что сознание является единственной формой духовной жизни. В 1910 г. в Бостоне состоялось I Международное совещание, посвященное проблемам бессознательного. Уже к этому времени ученые поняли, что бессозн ...

Виды речи
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую. Внутренняя речь не направлена на непосредственно ...

Младший школьник – новая личность
«Даже однояйцевые близнецы, – отмечают Н.П. Дубинин и Ю.Н. Шевченко, – имеющие тождественный генотип, в случае, если они развиваются в разных социальных условиях, при сохранении поразительного физического сходства могут формироваться в различные духовные личности». Способности и качества личности складываются и развиваются в процессе ее ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru