Изучение личности в возрастном плане

Изучение личности в возрастном плане определяется входящими в нее составляющими, которые в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, успехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою очередь, влияет на последующее выполнение им деятельности, реализацию своих потенциальных возможностей. В этом смысле представление о себе есть разновидность индивидуально осуществляющегося предсказания, которое прямо влияет на зону ближайшего развития ребенка.

Получить представление о специфике и причинах трудностей ученика в обучении чаще всего сегодня можно от учителя или школьного психолога. Потребность в изучении личностных особенностей и личностного развития в возрастном плане с каждым годом возрастает. Почти все типы существующих тестов, разработанных для взрослых, имеют свои аналоги для детей разных возрастных групп и активно используются. Тесты интеллекта, умственных способностей, комплексные батареи способностей и личностные — это те тесты, которыми обычно пользуются консультанты по вопросам образования и школьные психологи.

На основе факторных исследований Р. Кеттелла и его коллег создан ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF).

Варианты этого опросника были разработаны для школьников от 12 до 18 лет (личностный опросник для средних и старших классов), от 8 до 12 лет (личностный опросник для начальной школы). Исходная форма этого опросника дает 16 показателей таких свойств личности, как замкнутость и открытость, скромность и самоуверенность, робость и предприимчивость, доверчивость и подозрительность.

В личностной области, пожалуй, самым сильным стимулом разработки специфического тестирования, наиболее адекватного для применения в народном образовании, стали методики, обозначаемые как «социальное научение», «терапия поведения», «модификация поведения».

Можно использовать тесты исследований воспитания характера. Эти тесты сначала разрабатывались как исследовательская методика, но затем были приспособлены и для практической психодиагностики. В методиках этого типа используются знакомые детям обычные ситуации повседневной жизни школьников. Тесты могут проводиться в виде регулярно задаваемых контрольных работ, как часть домашнего задания ученикам, в ходе занятий физкультурой или в групповых играх. Тесты предназначаются для измерения таких поведенческих характеристик, как честность, самообладание и альтруизм. Большинство тестов CFI, обладают хорошей различительной способностью, широким диапазоном индивидуальных различий в показателях.

Столь же активно, как личностные опросники, в образовании используются и проективные методики, например экспрессивная методика. Широкая и расплывчатая категория проективных методик включает в себя довольно много форм относительно свободного самовыражения. Считается, что благодаря полученной возможности выразить себя ребенок не только обнаруживает свои учебные, поведенческие или эмоциональные затруднения, но также и освобождается от них. В этих случаях чаще всего применяются рисование и театральное представление при помощи игрушек.


Обучение составлению эвристических алгоритмов, как способ развития творческих способностей младших школьников
В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества и выявили психологические составляющие, необходимые для творческой деятельности. Это: - гибкость ума, включающая способность к выделению существенных признаков из множе ...

Приложения
Приложение 1 ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК МАЙЕРС-БРИГГС Инструкция На эти вопросы нет "правильных" или "неправильных" ответов. Ваши ответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Вы делаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая о предпочтениях других людей, Вы сможете выявить с ...

Уровень субъективного контроля Дж. Роттера
1 +1, 2 +2, 3 -3, 4 +2, 5 +1, 6 -2, 7 +1, 8 -1, 9 +2, 10 -2, 1 +3, 12 -1, 13 +3, 14 +3, 15 -2, 16 +2, 17 +2, 18 +2, 19 +3, 20 -1, 21 +1, 22 -1, 23 -2, 24 -1, 25 +2, 26 +1, 27 +2, 28 -1, 29 +1, 30 -2, 31 +1, 32 +3, 33 -2, 34 +2, 35 -2, 36 +1, 37 +1, 38 -3, 39 +3, 40 +3, 41 +2, 42 +1, 43 -3, 44 -2. Результаты: 1) Шкала Ио: +: +2+2+3- ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru