Особенности развития эмоционально – волевой сферы подростка.Страница 3
В этом возрасте подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. Это подтверждается исследованием, в факторе «принятие других». Среди мальчиков 84,22% с нормальным и высоким показателем. Среди девочек 88,47% с такими – же показателями. Так как в группе сверстников самооценка подростка формируется за счет мнения сверстников, то принятие себя зависит от принятия других. Чем выше показатели в графе «принятие других», тем выше показатели в графе «принятие себя». Принимающих себя мальчиков 89,38%, а девочек 96,16%. Изучаемые подростки показали высокий уровень принятия себя и других. Это свидетельствует о сформированности способов адекватной оценки себя и окружающих
Чем подросток лучше принимает других и себя, тем комфортней он себя чувствует. Эмоциональный комфорт чувствуют 78,95% мальчиков и 84,62% девочек.
Изучение доминирования показали, что девочки более самостоятельные. Большая часть мальчиков нуждается в контроле со стороны, в то время, как таких девочек 15,38%. По последнему показателю и у мальчиков и у девочек показатели не очень хорошие. Большинство подростков (мальчики – 57,89%, девочки – 65,39%) стараются уйти от проблем. Это объясняется боязнью принимать жизненно важные решения и несформированностью самостоятельности.
3. Методы изучения волевых качеств.
1. Психолого-педагогическое наблюдение силы воли у подростков
Мальчики |
Девочки | |||||
Очень слабо развито |
Слабо развито |
Сильно развито |
Очень слабо развито |
Слабо развито |
Сильно развито | |
Общая оценка |
31,57% |
68,42% |
0% |
19,23% |
76,92% |
3,84% |
Дисциплинированность |
26,31% |
73,68% |
0% |
11,53% |
80,76% |
7,69% |
Самостоятельность |
42,1% |
57,89% |
0% |
23,07% |
57,69% |
19,23% |
Настойчивость |
31,57% |
68,42% |
0% |
23,07% |
57,69% |
19,23% |
Выдержка |
31,57% |
63,15% |
5,26% |
26,92% |
38,46% |
34,61% |
Организованность |
63,15% |
26,31% |
10,51% |
34,61% |
46,14% |
19,23% |
Решительность |
10,51% |
47,36% |
42,1% |
3,84% |
69,23% |
26,92% |
Инициативность |
42,1% |
57,89% |
0% |
30,76% |
61,53% |
7,69% |
Этапы развития психологической науки. Какие три этапа
прошло психологическое знание в историческом контексте?
Термин психология был введен немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590 г. И окончательно утвердился после выхода в 1732 году книги «Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный период становления психологического знания.
Немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинн ...
Приложения.
Приложение 1
Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева
Сотрудники охранно - конвойной службы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
3
6
4
4
4
6
2
6
6
2
8
3
3
5
3
2
4
9
4
3
4
7
5
5
4
...
Гештальтпсихология. Бихевиоризм
Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психоло ...