Эмансипация детей от родителейСтраница 3
С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них, и в них и происходящий воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции. [5,43]
Следует отметить, что стиль взаимоотношений весьма существенно определяет эмоциональный их тон. Если представить его в виде некоторой шкалы, то на одном полюсе расположится родительская любовь - очень близкие, теплые и доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении - в первом случае и строгости и наказании – во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семейного контроля и дисциплины, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту.
Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями. Происходит это, главным образом потому, что именно в общении со взрослыми подросток более всего и усваивает (точнее, закрепляет) все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, которые свою очередь определяет их психический склад и заканчивающие свое формирование свойства личности. Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторой линейки, на одном полюсе которой безоговорочно царила бы авторитарность, на другом-демократия, а в центре находился бы некоторый нейтральный стиль взаимоотношений. Так вот, если мысленно пройтись по этой линейке и вскрыть стоящие за взаимоотношениями средства управления, которые используют взрослые, и соответствующие мотивы подчинения детей, которым эти средства соответствуют, то картина получится следующей.
Крайняя, вопиющая авторитарность взаимоотношений будет представать в насилии (побоях и т.п.), проявляясь в виде мотива принуждения. Далее, по степени ее уменьшения последовательно будут идти угроза насилием и вытекающий из него страх; внушение уважения и следующее из него раболепное восхищение; напоминание о своем "взрослом" положении и предполагаемое им слепое послушание; твердое указание "делай то-то и то-то" и подразумеваемое им уже более разумное повиновение, и, наконец (мы вплотную подошли к нейтральной точке, центру нашей "линейки"), обещание неких благ и, как следствие, стремление к ним. Для подростков такие средства воздействия попросту неприемлемы, тем более что результаты их использования вполне предсказуемы: по сходству авторитарность порождает забитого раба, пассивную, может быть, даже и послушную, но совершенно безынициативную, лишенную всяческой самостоятельности личность; по контрасту же - бунтаря негативиста, причем в первом случае взаимоотношения родителей и детей станут целиком и полностью односторонними, а во втором - просто прервутся и, возможно, навсегда.
Чем не является стресс
Термин "стресс" часто употребляют весьма вольно, появилось множество путаных и противоречивых определений и формулировок. Поэтому полезно будет сказать, чем не является стресс.
Стресс - это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять би ...
Диагностика и индивидуальная работа со старшеклассниками
Диагностика учащихся проводится на каждом этапе коррекционной деятельности.
Для удобства обработки и экономии времени можно разработать специальные бланки для некоторых методик, диагностирующих индивидуальные характеристики старшеклассников.
Самоанализ по методу «Я должен . Я не могу . Я боюсь .» может проводиться как в индивидуальной ...
Формирование личности юношей и девушек 14-15 лет. Формирование
мировоззрения и становление морального сознания
Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у юношества данного возраст ...