Заключение
Страница 1

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что под кризисной ситуацией понимается ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Среди возрастных, социальных, экономических, профессиональных, экзистенциальных кризисных ситуаций учеными особое внимание уделяется кризисным ситуациям в семье.

Семья – древнейший институт человеческого общества. Она прошла сложный путь развития от родоплеменных форм общежития к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Сегодня под семьей понимается ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности – динамики семьи.

Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Нарушение гомеостатических процессов в семейной системе, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения, называют семейным кризисом.

Основными подходами к описанию семейных кризисов являются:

1. Подход, основанный на изучении закономерностей жизненного цикла семьи.

2. Подход, связанный с анализом событий жизненного пути семьи.

3. Подход, основанный на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований.

В рамках первого подхода описывают так называемые нормативные семейные кризисы. Второй и третий подход в основном описывает ненормативные семейные кризисы. К наиболее ярким ненормативным кризисным ситуациям в семье относят измену, развод, тяжелую болезнь кого-нибудь из членов семьи, инцест и смерть члена семьи.

Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары является ведущий ненормативным семейным кризисом. Развод - это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов.

Основными причинами разводов называют а) личностные факторы риска; б) историю создания семьи и в) неблагоприятные условия функционирования семьи.

В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными причинами разводов являются материальные, бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи, супружеская неверность и другие.

Развод не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания и определенные типы реагирования супругов на развод. Развод влияет не только на супругов, но в еще большей степени – на детей. Как, например, пишет Ф.Дальто, развод для ребенка нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей [17, с.94]. Ребенок при этом часто переживает чувство печали, потерянности, депрессии. На остроту детских переживаний оказывают влияние такие факторы, как:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода;

□ количество перемен, совершившихся в образе жизни ребенка в результате развода.

Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что развод оказывает значительное влияние на личность ребенка.

Так, изучение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения показало, что у детей из семей, переживших развод, оценки по фактору самочувствия чуть ниже нормы, это говорит о том, что самочувствие этих детей в целом удовлетворительно, но при этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах. Настроение у детей из неполных семей также понижено. Детей из семей, недавно переживших развод, характеризует повышенный уровень как реактивной, так и личностной тревожности. Для детей из семей, переживших развод, свойственна устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги.

Страницы: 1 2


Понятие и критерии Интернет-зависимости
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [32]. В некоторых психологических словарях Интерне́т-зави́симость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интер ...

Психологические особенности и основы эффективности профессионального общения сотрудников ОВД.
Каждый вид деятельности предполагает особенности общения при ее осуществлении. Эти особенности определяются спецификой целей деятельности. Ясно, что педагог при общении руководствуется иными целями, нежели инженер, а врач преследует цели, отличные от целей сотрудника ОВД. Следует отметить также, что есть виды деятельности, где удельный ...

Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии
Основной проблемой бихевиористской ориентации традиционно является научение (learning). Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован ряд законов, принципов, относящихся к переме ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru