Заключение
Страница 1

Проведенный теоретический анализ литературы показал, что под кризисной ситуацией понимается ситуация эмоционального и интеллектуального стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Среди возрастных, социальных, экономических, профессиональных, экзистенциальных кризисных ситуаций учеными особое внимание уделяется кризисным ситуациям в семье.

Семья – древнейший институт человеческого общества. Она прошла сложный путь развития от родоплеменных форм общежития к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Сегодня под семьей понимается ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности – динамики семьи.

Семья является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Нарушение гомеостатических процессов в семейной системе, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения, называют семейным кризисом.

Основными подходами к описанию семейных кризисов являются:

1. Подход, основанный на изучении закономерностей жизненного цикла семьи.

2. Подход, связанный с анализом событий жизненного пути семьи.

3. Подход, основанный на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований.

В рамках первого подхода описывают так называемые нормативные семейные кризисы. Второй и третий подход в основном описывает ненормативные семейные кризисы. К наиболее ярким ненормативным кризисным ситуациям в семье относят измену, развод, тяжелую болезнь кого-нибудь из членов семьи, инцест и смерть члена семьи.

Развод как результат кризисного развития отношений супружеской пары является ведущий ненормативным семейным кризисом. Развод - это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов.

Основными причинами разводов называют а) личностные факторы риска; б) историю создания семьи и в) неблагоприятные условия функционирования семьи.

В нашей стране, согласно новейшим исследованиям, основными причинами разводов являются материальные, бытовые проблемы, пьянство одного из супругов, ослабление ценности семьи, супружеская неверность и другие.

Развод не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания и определенные типы реагирования супругов на развод. Развод влияет не только на супругов, но в еще большей степени – на детей. Как, например, пишет Ф.Дальто, развод для ребенка нередко сопровождается трауром, в чем-то сходным с горестным переживанием после смерти одного из родителей [17, с.94]. Ребенок при этом часто переживает чувство печали, потерянности, депрессии. На остроту детских переживаний оказывают влияние такие факторы, как:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода;

□ количество перемен, совершившихся в образе жизни ребенка в результате развода.

Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что развод оказывает значительное влияние на личность ребенка.

Так, изучение оперативной оценки самочувствия, активности, настроения показало, что у детей из семей, переживших развод, оценки по фактору самочувствия чуть ниже нормы, это говорит о том, что самочувствие этих детей в целом удовлетворительно, но при этом дети не всегда чувствуют себя комфортно. Фактор активности намного ниже нормы, следовательно, было обнаружено явление сниженной активности, зачастую доходившее до пассивности и в учебной деятельности, и в межличностных контактах. Настроение у детей из неполных семей также понижено. Детей из семей, недавно переживших развод, характеризует повышенный уровень как реактивной, так и личностной тревожности. Для детей из семей, переживших развод, свойственна устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги.

Страницы: 1 2


Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр
В этой главе изложена структура психологической зависимости от компьютерных игр, т.е. некоторые устойчивые тенденции подъема и спада величины зависимости во времени. На основе этого выдвинуто предположение о стадиальном характере развития зависимости, что также описано в этой главе. В последнее время наметилась тенденция, относящаяся к ...

Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР
Начнем с определения «коллектив» - наиболее характерная для системы общественных отношений группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности [10; c. 144]. Разработка социально-психологической проблематики коллектива, опирающаяся на труд ...

Приложения.
Приложение 1 Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева Сотрудники охранно - конвойной службы № 1 2 3 4 5 6 7 8 9   1 3 6 4 4 4 6 2 6 6   2 8 3 3 5 3 2 4 9 4   3 4 7 5 5 4 ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru