Психическое здоровьеСтраница 1
Одним из важнейшх в медицинской психологии является понятие о психическом здоровье. Согласно Уставу ВОЗ, здоровье определяют как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Выделяют составляющие здоровья: 1) физическая (физическая активность, физическое благополучие, физические органичения); 2) психическая (психическое благополучие, контроль поведения и эмоциональных реакций, функционирование когнитивных процессов); 3) социальная (межличностное общение); 4) ролевая (свобода в выполнении обычных ролей дома, на работе); 5) общая самооценка здоровья.
Описаны три взаимосвязанные аспекты здоровья - соматический, психический и духовный, которые основаны на соответствующих уровнях личности, учет которых необходим для правильного планирования валеологических мероприятий. Духовный (нравственный) аспект здоровья – это мотивация здорового образа жизни, установка на долгую и полноценную жизнь, отсутствие иждивенческого отношения к медицине, самостоятельная активность в формировании и укреплении собственного здоровья, бережное отношение к жизни и здоровью других.
В соответствии с критериями ВОЗ, под психическим здоровьем понимают:
1. отсутствие выраженных психических расстройств;
2. определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы, затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;
3. состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об "объективной реальности".
Психическое здоровье - это отсутствие психического заболевания; нормальное психическое развитие и благоприятное функциональное состояние высших отделов ЦНС. Для детей - это наличие нормальных способностей к овладению знаниями и умениями, возможностей выполнения всех требований школьной жизни, соблюдения норм поведения во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Нормальное развитие - гармоничное, соответствующее возрасту, с нормальным функциональным состоянием и нормальной умственной работоспособностью, с положительным эмоциональным состоянием.
Общепризнанным является выделение 5 групп здоровья:
1. Здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
2. Здоровые, но имеющие функциональные или некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
3. Больные хроническими болезнями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.
4. Больные с хроническими болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5. Больные с хроническими болезнями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
Важным в медицинской психологии является понятие о психологической адаптации человека, т.е. способности изменения структурных связей для созраняния функций и обеспечения существования человека в изменившейся среде. Адаптация может включать как физиологические, так и поведенческие реакции. Выделяют несколько типов адаптационных состояний:
1. Состояние «физиологической адаптации» - обычное существование человека в меняющихся условиях среды при оптимальном режиме всех функциональных систем.
Психологическая помощь в случаях суицидально – ориентированного поведения
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает помощь суициденту со стороны эмоционально близких и значимых лиц. Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:
1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента. 2. Активная эмоциональная поддержка ч ...
Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания.
Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
C
амосознание
– относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к себе. В литературе самосознание рассматривается как особый феномен личнсти, одну из высших психически ...
Особенности развития познавательной сферы
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие - остаются относительно сохранными. Этим в опред ...