Описание процедуры исследования

Взрослость – это самый продолжительный период жизни человека, длящийся от окончания юности до начала старости. Изучать этот возраст лучше с использованием его деления на отдельные периоды. А при изучении жизненных перспектив это является необходимым условием. Теоретический анализ проблемы взрослого возраста показал нам, что существует множество различных его периодизаций. Для нашего исследования мы выбрали периодизацию Бодалева А.А., правда период ранней взрослости нами изучается не с 18 лет, а с 25. Таким образом, мы будем изучать жизненные перспективы в ранней взрослости (25-30 лет), в средней взрослости (30-45 лет), в поздней взрослости (45-50 лет (жен), 45-55 лет (муж) и в предпенсионном возрасте (50-55 лет (жен), 55-60 лет (муж). Это позволит нам проследить динамику жизненных перспектив внутри взрослого возраста.

Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: при переходе из одной возрастной группы взрослости в другую жизненные перспективы изменяются, а именно в раннем периоде взрослости на первом месте перспективы обучения, профессионального самоопределения; в среднем – перспективы карьеры, семейной жизни; в поздней взрослости – перспективы социального статуса; в предпенсионном возрасте – перспективы духовного благосостояния. Нашими потенциальными испытуемыми являются взрослые люди. Выборку испытуемых мы составляем по основному критерию – возрастному. Сюда входят лица от 25 до 60 лет. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Их мы делим на четыре группы согласно делению на возрастные периоды взрослости: 1 группа состоит из людей от 25 до 30 лет, 2 группа – из людей от 30 до 45 лет, 3 группу составляют испытуемые женщины от 45 до 50 лет и мужчины от 45 до 55 лет, 4 группу – испытуемые женщины от 50 до 55 лет и мужчины от 55 до от 60 лет. Состав экспериментальной выборки хорошо представляет генеральную совокупность и можно утверждать, что она репрезентативна. Всего в исследовании принимали участие 80 человек (по 20 человек в каждой группе), из них 48 женщин и 32 мужчин. Пол испытуемых мы учитываем при отнесении их к той или иной экспериментальной группе, а также при обработке результатов. Данная выборка адекватная и ее объем вполне позволит нам выявить различия на достаточно значимом уровне. В качестве испытуемых выступают работники медицинской, образовательной сферы, сферы производства и управления, страховые агенты и домохозяйки. Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, разным социальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т. д., поэтому испытуемые отбираются в выборку случайным способом. Случайный характер выборки позволит не нарушить внутреннюю валидность эксперимента. Исследование проводится в естественных условиях жизни и деятельности испытуемых. Испытуемым был предложен тестовый материал четырех методик. К каждому тестовому материалу прилагается бланк ответов. В бланке испытуемые обозначают принадлежность к своему возрасту и полу. Проведение исследования началось с инструктирования и мотивирования испытуемых. Инструкция предъявлялась как в устной, так и в письменной форме. Помимо правил выполнения теста очень важно, что инструкция напоминает о важности выражения личного мнения человека по поводу различных утверждений или вопросов. Инструкции к методикам включают в себя мотивационные компоненты. Мы дали испытуемым понять, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте – это информация о его жизненных перспективах и отдельных качествах (мотивах, целях, ценностях). Выполнение заданий не шло в разрез с желанием испытуемых. Процесс проведения эксперимента не требовал контроля над испытуемыми, так как они являются уже взрослыми людьми, имеющими свое личное мнение, которое и будут отражать в исследовании. Таким образом, можно утверждать, что данная выборка не оказывает сильного влияния на валидность эксперимента. По окончании эксперимента всем испытуемым были выражены слова благодарности. Таким образом, можно сделать вывод, что эксперимент был детально спланирован, организован и удачно проведен. Это дает нам возможность считать проведенный эксперимент валидным.


Психокоррекционный этап исследования
Психокоррекционный этап исследования представляет собой применение метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации, военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий в Чеченской республике. Психологическая реабилитация пострадавших, подвергавшихся воздействию психогенных факторов в экстремальных услови ...

Методика установления психологического контакта.
Под психологическим контактом в психологии общения понимается уже не любой контакт, в который люди вступают, общаясь, а контакт со знаком плюс, оптимизирующий общение. Применительно к деятельности сотрудников ОВД психологический контакт - это ситуативное состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, характеризующееся достижением в ...

Личность
Келли никогда не предлагал точного определения термина «личность». Однако он обсуждал эту концепцию в одной статье, утверждая, что личность – «наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми и незнакомыми, а также с тем, что может представлять определе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru