Основные направления современной психотерапииСтраница 2
Рождерс создал новый тип психотерапевтических групп, которые называются энкаунтер-группы, или группы встреч. Психотерапевтический процесс в группах встреч имеет ряд особенностей.
Гештальттерапия Создателем гештальттерапии считается Фриц (Фредерик) Пёрлз (1893— 1970). Он родился в Берлине в еврейской семье. Участвовал в первой мировой войне, работал вместе с Куртом Гольд штейном в Институте военных мозговых травм. Изучал в Вене психоанализ. В 1933 году эмигрировал в Голландию, затем — в Южную Африку, где основал Южноафриканский союз психоаналитиков; в 1946 году уехал в США.
Теоретические установки гештальттерапии
Фигура и фон. Поведение человека движимо различными потребностями, которые возникают при нарушении психического или физического равновесия организма.
— Душа и тело составляют неразделимое целое. — В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на второй план (фон). - Построение и завершение гештальтов — естественный ритм жизнедеятельности организма. — Человек как саморегулирующееся существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. — Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию фона. - В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают. - Незавершенный гештальт, оказывающий воздействие на психическое состояние человека, — это результат неудовлетворенной потребности. - Блокировка незавершенных гештальтов — это основа невроза. — Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (то есть сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать эту потребность (то есть завершить гештальт).
Техники гешталыптерапии 1. Расширение осознания. Цель— прочувствовать границу между внутренней и внешней зонами. Закрыть глаза и сконцентрироваться сначала на внутреннем пространстве своего тела, затем — на внешней зоне и снова на внутреннем пространстве. Психотерапевт может задавать ориентирующие вопросы, например: «Знаешь ли ты, в какой позе находишься?». Усиление внимания к чувствам. Цель —отреагировать «неприятные» чувства, чтобы не тратить энергию на их сокрытие. В этом случае может использоваться методика «разыгрывания ролей»: человеку предлагается выразить свои чувства по отношению к кому-либо или чему-либо, исполняя роль какого-либо человека (так легче). Работа с мечтами. Цель — осознание уникальной информации, которая при обычном рассказе подавляется. Человек сам исследует свои фантазии, проделывая следующее: переносит мечту на реальную почву; идентифицирует мечту со своей личностью. Фрагмент мечты — это отчужденный фрагмент собственной личности. Чтобы его вновь «присвоить», необходимо идентифицировать объект мечты со своей личностью. Принятие ответственности на себя. Цель — помочь человеку осознать ответственность за свои поступки. Психотерапевт не поддерживает сетования клиента на других, а фрустрирует его, подводя к осознанию своей ответственности за происходящее.
Бихевиоризм. Начало поведенческой психотерапии связывают с вышедшей в 1958году книгой австралийского психотерапевта Джозефа (Йозефа) Вольпе (Wolpe) «Психотерапия реципрокным торможением». Позднее, в 1973 году, им была написана также книга «Практика поведенческой терапии».
Стили педагогической деятельности. Подходы к
определению стилей педагогической деятельности
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты стилевой проблематики: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; практическая возможность диагностики стиля и условия развития индивидуального стиля педагога. Современная педагогическая практика, ориенти ...
Цели и задачи технологии творчества
Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.
В н ...
Исследования Интернет-зависимости
Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от Интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологическ ...