Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект
Понятия «Индивид», «Индивид-ть», «Лич-ть» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны. Понятие индивид имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид – это чел как единичное природное сущ-во, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биол сущность чел. используют для обозначения чел как отдельного представителя чел общности, как соц сущ-во, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биол сущность чел. Чел как индивид обладает опред св-вами. Ананьев выделял первичные и вторичные св-ва индивида. Первичные св-ва, присущие всем люд: возрастные особ-ти (соответствие опред возрасту), половой диморфизм (принадлежность к опред полу), конституциональные особ-ти (особ-ти сложения тела), нейродинамические св-ва мозга, ф-циональная ассиметрия мозга. Совокупность первичных св-в индивида определяет его вторичные св-ва: динамику психофизиол ф-ций и структуру органических потреб-тей. В свою очередь, интеграция всех этих св-в обусловливает особ-ти темпер-та и задатки чел. Другое понятие, характеризующее чел как объект реального мира, - лич-ть. Также имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект соц отношений и сознательной деят-ти. Понятие лич-ть характеризует чел как соц сущ-во. определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев). В рамках данного понятия рассматриваются такие психол св-ва лич-ти: мотивация (направленность), темпер-т, способ-ти (задатки), хар-р, воля, чувства. Следущее понятие, которое выделял Ананьев при изучении чел – субъект деят-ти. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение м/ду понятиями индивид и лич-ть. это индивид как носитель сознания, обладающий способ-тью к деят-ти.Субъект деят-ти соединяет в единое целое биол начало и соц сущность чел. Если бы чел не обладал способ-тью выступать в кач-ве субъекта деят-ти, то вряд ли он мог бы рассматриваться как соц сущ-во, т.к. его эволюция и соц развитие невозможны без деят-ти. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на кот обращена активность чел – субъекта воздействия). Главная черта чел, отличающая его от др – это сознание (высшая форма психич отражения, присущая только чел). Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования действительности. Итак, чел может рассматриваться, во-первых как представитель живой природы, во-вторых, как субъект сознательной деят-ти и, в-третьих, как соц сущ-во. Объединение этих 3 уровней формирует интегральную хар-ку чел, его индивидуальность – это совокуп-ть психич, физиол и соц особ-тей конкретного чел с т.зр. его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования чел индивид-ти служат анатомо-физиол задатки, кот преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный хар-р. Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом – это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами. Личность – это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность – это особое качество приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида. Может ли индивид не быть личностью – да может – это ребенок. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, выступают в форме субъект-субъектных связей (общение) и субъект-объектных (общественная деятельность). Индивид постепенно включается в общественные связи также присваивая себе при этом опыт человечества сначала с позиции взрослого (воспитание - процесс приобщения к миру человеческой культуры), а потом самостоятельно (самовоспитание). Личность и индивидуальность. Личность каждого индивида наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности (определить). Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах дятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в межличностных отношениях (например, привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до этого времени как характеристика его личности, пока он не был включен в спортивную команду. То есть индивидуальные особенности не заявляют о себе (не приобретают личностный смысл) и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека. ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в к-рой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Ч. является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в Ч. его психику и ее развитие (см. Со-циогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. Индивидуальность, Личность), роли, к-рые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.
Эмпирическое исследование влияние развода как кризисной ситуации в семье на
развитие личности ребенка. Методы, процедура и объект
исследования
Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа как:
1. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), которая позволяет сравнить самочувствие, активность, настроение детей из полных и семей, переживших развод.
Методика САН предназнач ...
Ход исследования
Анализ данных, опубликованных в научной литературе, позволил систематизировать алгоритм диагностического обследования и восстановительного лечения военнослужащих с ампутациями конечностей.
В 6 ЦВКГ в работе с ранеными используется целый блок различных психодиагностических методик. Специфика контингента госпиталя ограничивает возможност ...
Потенциалы возрастного развития в зрелости
Центральн хар-ми личностного развития стан-ся гетерохронность (различия в сферах старения органов и тканей) и инд-сть. Осн критерии взрослости: 1)способ быть ответственным за св поступки; 2)развитая спос-ть к рефлексии и с/сознанию; 3)спос-ть устанавливать зрелые и межличностные отношс др; 4)спос-ть к творчеству; 5)с/актуализация. В лич ...