Основные факторы и принципы, определяющие развитие
психологииСтраница 1
Общеизвестна роль истории психологии для развития психологической теории.
Изучение истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории науки не может быть создана какая-либо строгая научная теория. В определенном отношении всякая современная теория науки есть свернутая и обобщенная ее история. В то же время теория психологии является необходимым условием для более правильного освещения и осознания прошлого. Без теории история слепа. Не обращаясь к истории, трудно осмыслить не только систему современных идей и категорий психологии, но и состояние ее операционально-методического аппарата. Изучение достижений предшественников, обращение к прошлому опыту входит необходимой составной частью в разработку любой программы исследования, в определение его стратегии и методических средств.
История психологии является основой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчета при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии. В этом можно усматривать аксиологическую функцию истории психологии.
История психологии является памятью науки, но не ради себя самой, а для будущего психологии. Она является вектором, указывающим откуда мы идем, где мы находимся сейчас и куда мы можем прийти. Речь идет о прогностическом значении истории психологии, которое состоит в том, что она устанавливает связь времен, позволяет на основе прошлого через настоящее посмотреть в будущее психологии.
Своей прогностической функцией история психологии одновременно реализует и функцию социальную, поскольку построение прогнозов относительно возможных перспектив научного развития психологии имеет принципиальное значение для определения ее места и роли в разработке и осуществлении планов социального развития общества, в управлении производством и педагогическими системами, в охране психического здоровья людей.
Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение истории психологии. Изучение ее не только знакомит человека с прошлым и тем самым расширяет его общий и профессиональный кругозор. Знание истории психологии способствует формированию у человека общего взгляда на мир и отношение к нему. Именно в этом смысле история психологии выполняет свое мировоззренческое и воспитательное назначение.
История психологии имеет определенное значение в учебном и дидактическом отношении, потому что различные подходы историко-психологического анализа могут выступать как способы композиции и развертки логической структуры данного учебного предмета, помогающие привести и выстроить знания по психологии, получаемые в процессе обучения, в единую, логически стройную систему.
Подводя промежуточный итог выше изложенному, дадим краткую характеристику значения истории психологии. Необходимо подчеркнуть, что характер, направление и степень полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции историко-психологического знания, определяются в первую очередь научными приемами или способами ретроспективной развертки исторического становления психологии и теми исходными философскими принципами, с позиций которых осуществляется описание, интерпретация и оценка исторических событий в развитии науки.
Если, например, иметь в виду прогнозирующую функцию историко-психологических исследований, то она не может быть в полной мере реализована без отражения каких-то общих тенденций в развитии психологии, выявление которых, в свою очередь, предполагает построение и формирование исходной гипотетической концепции или теоретической модели исторического пути, пройденного психологической наукой.
Возвращаясь к положению о том, что основное назначение историко-психологических исследований заключается в том, чтобы через анализ прошлого, в психологии правильно определить современное ее состояние. И соответственно прогнозировать ее будущее, важно отметить, что раскрытие исторической связи времен - прошлого, настоящего и будущего психологии - совершенно невозможно без выявления общих особенностей и тенденций в развитии психологической мысли. Вот почему выявление общей линии становления психологической науки в ее большой исторической перспективе выступает в качестве одной из наиболее первостепенных задач современной психологической историографии. Необходимость подобных исследований специально подчеркивается многими отечественными психологами.
Стремление раскрыть единую логику формирования научных знаний в области психологии представляет собой довольно новое направление, которое предполагает и совершенно иные подходы и способ построения, изложения и интерпретации истории психологии по сравнению с традиционными формами историко-психологического анализа.
Приложения
Приложение 1
Комплекс 1
1. Горизонтальная восьмёрка.
Вначале нарисуйте на доске или большом плакате горизонтальную восьмёрку (знак бесконечности) Потренируйтесь рисовать восьмёрку в воздухе. Сядьте прямо. Лодыжку правой ноги положите на левое колено, развернув ногу как можно горизонтальнее. Левой рукой захватите нижнюю часть голени п ...
Подкрепление в научении через наблюдение
Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, например, чтобы обратить внимани ...
Закономерности развития мотивационной сферы личности
Основные закономерности развития мотивационной сферы человека состоят в следующем:
1. Взаимосвязь и взаимодействие различных компонентов мотивационной сферы. Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Эта взаимосвязь проявляется, например, в соподчинении (иерархи ...