Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Страница 4

Психология » История психологии как наука » Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии

Среди психологов разных стран имеется единое мнение относительно важности, значения и необходимости построения такой периодизации. Однако современное состояние и разработанность проблемы периодизации нельзя признать удовлетворительной. Несмотря на ряд попыток, предпринятых различными отечественными и зарубежными историографами, периодизация, выражаясь словами О.М. Тутнаджяна, остается пока "белым пятном в истории психологии".

В зарубежной психологии проблема периодизации либо совсем упускается, как это имеет место у Г. Мэрфи, либо она решается механически в том смысле, что в качестве основания для периодизации берутся частные факты, не отражающие общих тенденций развития психологии. Так, например, у Д. Флюгеля в книге "Сто лет психологии" выделяется три периода: I - (1833-1860); II - (1860-1900); III - (1900-1933), - причем, за поворотные вехи в истории психологии были приняты: 1833 г. - открытие белого и серого вещества головного мозга; 1860 - как год рождения экспериментальной психологии, хотя известно, что психофизические и психофизиологические опыты проводились и до Г. Фехнера; 1900 г. - отмечен как начало третьего периода ввиду образования различных направлений и школ в психологии. Разнородность оснований в данной периодизации делает несопоставимым один исторический период с другим, а самую периодизацию неприемлемой из-за отсутствия научной строгости. В упомянутой нами ранее работе Э. Боринга развитие экспериментальной психологии представлено просто через деления на десятилетия.

В нашей стране наибольшее распространение получила периодизация, в которой история психологии делится на два периода:

I - период развития психологии в лоне философии или этап описательной, умозрительной психологии;

II - период оформления психологии как науки, т.е. этап выделения психологии в самостоятельную науку и экспериментальную область знаний.

Не останавливаясь специально на характеристике каждого из названных периодов, скажем, что данная периодизация весьма схематична и условна даже с точки зрения самого основания этой периодизации. Достаточно сказать, например, что подавляющее большинство отечественных и зарубежных психологов связывают возникновение научной и экспериментальной психологии либо с именем Г. Фехнера, поскольку ему принадлежит заслуга в создании первой экспериментальной области психологии - психофизики, либо с именем В. Вундта, преобразовавшим психологию в самостоятельную экспериментальную науку.

Между тем хорошо известно, что опыты по изучению отдельных психических явлений у человека и животных имели место уже в античную и средневековую эпохи. В Новое время и особенно в первой половине XIX столетия ученые разных областей естествознания в своих исследованиях все больше стали касаться проблем, имеющих прямое отношение к психологии (Р. Декарт, И. Ньютон, М.В. Ломоносов, И. Кеплер, Т. Юнг, Ж. Флуранс, Ф. Бессель, Ч. Белл, Э. Вебер, И. Мюллер и др.). Следовательно, история экспериментальной и научной психологии в известной мере началась задолго до Г. Фехнера. Тем более нельзя считать ее единственным основателем В. Вундта. До него в создании экспериментальной психологии приняли участие И.М. Сеченов, Г. Гельмгольц, Г. Фехнер, Ф. Дондерс,

3. Экснер и другие. Заслуга В. Вундта состояла, как подчеркивал К.А. Рамуль, в ускорении и практическом завершении процесса превращения психологии в самостоятельную и экспериментальную науку, ее официального признания. Таким образом, история научной психологии начинается и раньше Вундта, и не только в Германии, как это пытаются представить зарубежные психологи. Процесс становления научной психологии был длительным и носил интернациональный характер, поскольку был связан с деятельностью большого числа ученых различных стран мира. Если в качестве одной из основных тенденций в развитии психологии как точной науки принять непрерывное расширение области приложения эксперимента, то и с этой точки зрения выделение описательного и научного периодов является весьма относительным.

Как известно, первоначально экспериментально-психологические проблемы разрабатывались в рамках общей психологии, после чего эксперимент стал проникать в различные специальные и прикладные области. Последовательность проникновения эксперимента в различные области психологии такова. Вслед за общей психологией эксперимент вошел в зоопсихологию (Л. Морган, Э. Торндайк, В.А. Вагнер, В. Келлер), детскую и педагогическую психологию (Э. Мейман, А. Бине, А.П. Нечаев, Ст. Холл, Э. Торндайк), дифференциальную психологию и психологию личности (А.Ф. Лазурский, В. Штерн, Ф. Гальтон, А. Бине, Д. Кеттелл), психотехнику и психологию труда (Б. Штерн, Г. Монстерберг), в социальную психологию (В.М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Олпорт). Медицинская психология развивалась параллельно с общей психологией в рамках медицины (В.М. Бехтерев, Э. Крепелин, В.Ф. Чиж и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5


Понятие памяти. Функции и свойства памяти
Память– психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении информации. Функции памяти: 1. Узнавание - воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом 2. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация (оживление) в психике закрепл ...

Гендер и лидерство. Гендерные теории лидерства. Гендерная психология лидерства
До этого мы разбирали явление лидерства и феномен гендерных различий вне их взаимосвязи друг с другом. Но целью данной работы является именно интегральный анализ этих явлений. Итак, с середины 1970-х годов на стыке гендерной психологии и психологии лидерства формируется новая отрасль науки – гендерная психология лидерства. Прежде всего ...

Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
Лекция – обобщенный, систематизированный материал. Оказывает эмоциональное воздействие, является одним из трудных методов преподавания.Преподаватель выступает одновременно в нескольких ролях: ученого; педагога; оратора (убеждает); психолога (устанавливает контакт). Функции лекции: информационная;стимулирующая, воспитывающая; познавател ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru