Восприятие, его основные свойства и закономерности
Страница 2

Основы психологии » Восприятие, его основные свойства и закономерности

Из всех психологических теорий проблемой восприятия более всего занимались гештальтпсихологи. Рассмотрим выделенные ими характеристики восприятия, а точнее выделенные ими феноменальные законы восприятия: 1 .близость - чем ближе объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы; 2.сходство процессов в зрительном поле: чем больше единые и целостные образы, тем с большей вероятностью они организуются; 3. продолжение - чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности, т.е. функционируют как части знакомых контуров, тем с большей вероятностью они организуются в единые целостные образы; 4.замкнутость - чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы. Центральным для гештальтистской точки зрения является принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и хорошими, насколько позволяют условия стимуляции.

Еще два центральных понятия для этой теории - понятия фигуры и фона. Чем ближе друг к другу элементы, образующие фигуру, тем легче она может быть изолирована. Чем больше сходство между элементами, образующими фигуру, тем легче она воспринимается как таковая. Чем сильнее контраст между элементами фигуры и фона, тем легче образуется фигура. Чем более легко элементы, образующие фигуру, следуют закономерным и зрительно предсказуемым направлениям, чем более они образуют замкнутые пространства, тем с большей легкостью возникают фигуры. Рассмотрим феноменальные характеристики, различающие фигуры и фон. 1. части фигуры имеют характер объекта или «вещи», фон же относительно аморфен и имеет характер материала или субстрата. 2. Части фигуры кажутся лежащими феноменально ближе к наблюдателю, чем фон. 3. Фон кажется непрерывно простирающимся за фигуру. 4. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. 5. В то время, как фигура имеет вполне определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности, фон плохо локализован и обладает поверхностью пленки. Психофизические характеристики восприятия: пространство, форма, объемность, величина, глубина, удаленность, линейная перспектива, воздушная перспектива.

Иллюзии восприятия – законы: Иллюзия восприятия - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые оптико-геометрические иллюзии заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений Наиболее известным из рисунков такого рода являются стрелы Мюллер-Лайера. Это просто пара стрел, древки которых одинаковой длинны, но одна стрелка имеет наконечник с расходящимися концами, а другая наоборот. Стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длинны (иллюзия стрелы). Фигура Понцо. Данная фигура состоит всего из 4 линий: двух одной и той же длинны, идущих рядом, но не сходящихся и между ними двух других, равных по длине и параллельных. Одна из линий, расположенная в узкой части пространства, заключённого между двумя сходящимися линиями, кажется длиннее (иллюзия железнодорожных путей). Иллюзия веера. Иллюзии можно подразделить на две группы: одни – это искажения, вызываемые фоном определённого рода (иллюзия веера), другие – искажения самой фигуры (иллюзия стрелы), без фона. К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на белом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотическое перемещение объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в погнои темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

Страницы: 1 2 3


Метод клинической беседы, (интервью)
Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и стру ...

Психология умствуенно отсалых детей
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов [6; c. 17]. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие ...

Проведение методик для выявления влияния стиля педагогического общения на проявление дезадаптации школьников. Определение стиля педагогической деятельности
Для определения стиля педагогической деятельности использовалась методика Симонова В.Л. (Приложение 1). Методика диагностики стиля взаимодействия состоит из суждений закрытого типа. Предполагаемые суждения сгруппированы по три и образуют 50 блоков. Формулировка суждений не дает возможности отвечающему догадаться, какую реальную информац ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologyside.ru